Нетренированный военкоммунист (uncle_ho) wrote,
Нетренированный военкоммунист
uncle_ho

Categories:

О разжигании и защите чувств верующих 111 лет назад



2-го сентября 1906 года под председательством тов. Председателя Троицкого Окрсуда Г-на Крилля и при участии сословных представителей: Председателя Уездного с"езда господина Сапеги Ольшевского, Гор.Головы господина Бейвеля и вол. Старшины Белоярской волости Г. Полосикова, состоялся суд над казаками посёлка Еманжелинского, Еткульскгй станицы, Челябинского уезда: Петре Кунгине, М.Гневашеве, С.Шеине, К.Шеине ,Я.Саночкине, А.Печеркине, казачке А.Носковой, казаками Шумаковского посёлка и станицы П.Шиловцеве и кр. Казанской губ., Чистоп.у, Сидель.вол., С.Толбы Ст.Захорушкине, кр. Самарской губ., Никол.у., Хлебин.вол., д.Меданки – А.Шишлове и его женой П.Шишловой, обвиняющихся в том, что в поселке Еманжелинском вечером 20-го октября 1905 г. приняли участие в публичном скопище, образовавшемся по побуждениям, проистекавшим из племенной и религиозной вражды к еврейскому населению, соединенными силами вторглись в лавку и дом евреев Я.Герша и А.М.Бруслевский, похитили и уничтожили имущество Бруслевских, при чём П.Кунгин, А.Печеркин, С.Захарушкин приступили к описанным выше действиям первыми и подстрекали других лиц к учинению и продолжению этих действий, т.е. в преступлениях, предусмотренных для П.Кунгина, А.Печеркина и С. Захарушкина 2ч.269 ст. ул. о нак., а для прочих 1ч. 2 и 3-й п. 269 ст. ул. о нак.

Обстоятельства дела по обвинительному акту рисуются в следующем виде:

20-го октября 1905 г. в поселке Еманжелинском в лавку еврея, мещ. Я.Гирша и Аб.Бруслевского вошли казаки того же поселка А.Печеркин и П.Кунгин. Вошедшие разбили горевшую в лавке лампу, перебили стекла у входной стеклянной двери и начали бросать в Бруслевского разными вещами, бывшими в лавке с криком: "Ура! Наша взяла". Когда бывший в лавке И. Крейчес обратился к ним, желая убедить их прекратить буйство, А.Печеркин выкинул его из лавки и порезал ему руки ножом. Бывшие в лавке Я.Бруслевкий, жена его Рися Бруслевская и казачка Аграфена Устьянцева убежали из лавки, при чем П. Кунгин преследовал Бруслевского, но не догнал его. Брат Бруслевского – Абрам, услыхав о случившемся, оповестил о том поселкового Атамана Ярушина. Когда последний прибыл с Бруслевским к дому последнего, он застал Печеркина и Кунгина, выбивавшими окна в доме Бруслевслого. Кунгин, увидев атамана Ярушина и Абрама Бруслевского ударил последнего палкой по голове, отчего Бруслевский упал без чувств.

Вышедший на шум священник А. Дроздов пытался убедить погромщиков прекратить начатый ими разгром имущества Бруслевских, но Печеркин, Кунгин и подошедший к священнику С.Захарушкин об"яснили ему, что они сейчас лишь прибыли из Челябинска, где присутствовали при еврейском погроме, что погром разрешон правительством, и что причина их тому послужила надругательство евреев над христианской религией, чему они будь-то бы были сами свидетелями в Челябинском соборе. Кунгин, Печеркин и Захарушкин убеждали собравшийся на площади народ начать еврейский погром и угрожали тем, кто не соглашался на это, распространяя при этом в народе те-же вымышленные и нелепые слухи о евреях, будь-то бы плясавших в Челябинском соборе на престоле и оскорблявших изображение богоматери и святых, чему они будь-то были очевидцами. Не смотря на убеждение священника Дроздова, Кунгин, Печеркин и Захарушкин, вооружившись ломами, бросились к лавке Бруслевских, которую Бруслевский успел уже запереть на замок, сбили замок и произвели полный разгром лавки, разбивая имущество Бруслевских и выкидывая его наружу. Докончив с лавкой эти лица, а равно и другие, разгромили дом и мастерскую Бруслевслого.

К месту погрома собралось много народа, который частью стоял, не принимая участия в погроме, частью примк¬нул к погромщикам и помогал им уничтожать имущество Бруслевских, частью похищал имущество непосредственно из лавки, а также с улицы, куда оно выкидывалось лицами, производившими погром.

К указанным трём погромщикам – Кунгину, Печеркину и Захарушкину присоединился казак М. Гневашев, выбивший окна в доме Бруслевских. Когда эти лица, разгромив дом, хотели разгромить и амбар с хлебом, то Ив.Никифер и М.Бельков, хлеб которых был ссыпан у Бруслевских уговаривали не трогать их имущества, но погромщики стали ругать за то, что они заступаются за жидов, а Гневашев ударил чем-то по голове Белькова, причинив ему повреждение головы. Пользуясь темнотой и не встречая противодействия со стороны полиции, некоторые жители начали расхищать имущество Бруслевских, как например казаки С.Шеин, сын его Илья, П.Шиловцев, А.Носкова, Я.Саночкин, а кр-н К.Шишлов и его жена Прасковья явились на телеге, в которой и увезли похищенное имущество. У всех этих лиц произведён был потом обыск и найдено спрятанное имущество, расхищенное у Бруслевских. Из привлеченных к делу в качества обвиняемых Кунгин, Печеркин и Захарушкин признали себя виновными в непосредственном производстве погрома, Гневашев же не признал, хотя и не отрицал того, что нанес повреждение Белькову, при чем об"яснил, что был пьян и не помнит, что делал. Из прочих обвиняемых, привлечённых за соучастие в погроме, признали себя виновными в расхищении во время погрома имущества Брусловских:П.Шиловцев и Я.Саночкин, С. и И.Шеины, К.Шишлов, П.Шишлова и А.Носкова виновными себя вполне признали. Обвинял подсудимых тов.прокурора господин Смирнов, защищал по назначению от суда трех подсудимых – И.Шеина и супругов Шишловых присяжный поверенный Туркин, гражданским истцом со стороны потерпевших Бруслевских Евреинов.

Для характеристики личности подсудимых и мотивов побудивших их к погрому можно привести подлинные выражения обвиняемых. На предложение рассказать как было дело, Кунгин, Печеркин и Захарушкин в одинаковых выражениях об"яснили: "Евреи устроили богохульство в Челябе. Кричали не надо ни бога ни царя. Нам сделалось обидно. Начальство не унимало. Мы спросили полицейского, а он сказал , что получен приказ – выгнать евреев. Мы, люди слепые, поверили и говорим промеж себя: приедем домой, постоим за батюшку-царя".

Не безынтересен также ответ Саночкина. По внешности Саночкин очень спокоен, на судей смотрит без боязни, отвечает громко и отрывисто. Костюм на нем, как и он сам грязен и неряшлив, ноги босы, словом, напоминает тип деревенского босяка. На вопрос рассказать как было дело Саночкин отвечает: "Слышу я, громят Бруслевских. Бегу туда, захожу в дом. Здесь мне попалось жареное и я его съел. Потом мне дали подшитые пимы с "печатками" и я ушел домой". Из не признавших себя виновными, о найденных у них вещах принадлежавших Бруслевским, обвиняемые отозвались, что взяли их якобы на сохранение.

Из 35-ти свидетелей первыми дают показания пострадавшие Бруслевские . Из показаний видно, что Кунгин, Печеркин и Захарушкин принимали самое деятельное участие в разгроме их имущества и побоях их самих. Братья Бруслевские, как оказалось прожили в поселке около 23-х лет, занимаясь торговлей, неприязненных отношений с односельчанами у них не было. Убыток от погрома они исчисляют в сумме 12000 р. Показания остальных свидетелей, за исключением священника Дроздова, почти однородны и ничего нового в процесс не вносят. Все засвидетельствовали полную порядочность и честность семьи Бруслевских в отношении к односельчанам.

Священник Дроздов показывал: "Услышав шум и крики "Ура", я поспешил к дому Бруслевских. Там я встретил Печеркина кричащим: "Мы сейчас из Челябы, там громят евреев по приказу государя". Я спросил Печеркина: "За что государь разгневался на евреев?" Печеркин отвечал: "В Челябе получен манифест, выпущены арестанты. Зазвонили к молебну, мы пошли к собору, а в соборе все жиды да в шапках; на святом престоле два жида пляшут, а третий, взявший икону богородицы, наигрывает на ней, как на балалайке, а те пляшут. Чудотворцу папироску в рот вставили. После молебна один молоденький жидишко сквернословит про царя и говорили, что царя не надо. После получилась телеграмма: бить евреев. Ну, и началась потеха. Кроме того Печеркин кричал мне: "Пособляй нам батюшка, государь велел громить жидов. Кто за царя айда сюда!" Всюду шёл разговор о погроме в городе. Все твердили о полном бездействии полиции, как о явном доказательстве разрешения. Захарушкин, например, разсказывал, что в городе сам губернатор снял шапку перед громилами, сам ходил по улица и говорил: "Громите, братцы, громите, только душ не губите, да имущество не берите. Тут и полиция, и казаки, и солдаты, а никого пальцем не тронули."

Священник Дроздов так же назвал Бруслевских хорошими и состоятельными людьми. Имущество до погрома по его мнению было не менее как тысяч на двенадцать руб. На второй день после погроме от дома и лавки остались одне лиш стены, удалось кое-что собрать. Интересно в этом отношении поведение Дроздова, который обходя сельчан с крестом и замечая в домах вещи, принадлежащие Бруслевским, говорил: "Эти вещи Вы взяли на сохранение, что-бы не разграбили погромщики? Так, пожалуйста, возвратите". И вещи действительно в возвращались.

После допроса свидетелей начались прения сторон.

Товарищ Прокурора господин Смирнов, подробно разобрав добытые судебным следствием против каждого из подсудимых улики, находил виновность их вполне доказанную и поддержал обвинение, согласно обвинительного акта. Погром в Еманжелинском посёлке по мнению обвинителя об"ясняется просто: был погром в Челябинске, трое главных подсудимых присутствовали там и затем в погромном упоении возвратясь домой произвели разгром своих евреев – Бруслевских.

Представитель гражданских истцов присяжный поверенный Л.В. Евреинов начал свою речь словами: 17-го октября 1905 года государь император даровал своим верноподданным манифест о свободах, где между прочим говорилось о неприкосновенности личности; и вот, как бы в ответ на это по всей Российской империи разразились погромы евреев, исходящих от верноподданных и, наконец, докатились до сего уголка, в котором 20 лет тихо и мирно прожило семейство загнанного еврейского племени, Бруслевских. Подсудимые, которые сидят сейчас на скамье подсудимых, в "точности'' исполнили о неприкосновенности личности и имущества. Они как коршуны налетели на семейство Бруслевских, и расхитили всё имущество. Далее гражданский истец, указывая на порядочность семьи Бруслевских, засвидетельствованную их сельчанами, на скромность их требований относительно вознаграждения, находил вполне возможным возместить все убытки, понесённые ими при погроме, путем удовлетворения иска на сумму в 12000.

Далее говорил защитник некоторых обвиняемых присяжный поверенный В.П.Туркин, который начал с указания на то, что ему многие заявляли, что выступать защитником погромщиков позорно, и что ему следовало бы от защиты отказаться, как это сделали Екатеринбургские и другие товарищи.
По мнению г. Туркина , защищать тёмных людей нет ничего предосудительного. Другое дело, если бы на скамье подсудимых сидели погромщики по убеждению и попустители погрома – истинные виновники. Тех он не стал бы защищать.

Там, где причиной преступления является темнота народная и невежество, там защита всегда должна быть. Еманжелинский погром – это небольшой клочок событий, разыгравшийся после об"явления русскому народу конституции. При чём в частности это отголосок Челябинского погрома. Чтобы Еманжелинское дело выяснить, его следовало бы рассмотреть в связи с делом о Челябинском погроме или после его разрешения. Не об"яснить причину погрома помимо данных процессов только на основании общих сведений о еврейских погромах, которых после 17-го октября 1905 г. было более 2-х сот. Истинные пружины погромов теперь обнаружены в особенности после Белостокского, когда их разоблачителем выступил депутат первой государственной думы, быв.тов. Министра В.Н, кн. Урусов и после появления известного письма директора департамента полиции Лопухина, а также много численных процессов. Истинными вдохновителями еврейских погромов, по меткому выражению князя Урусова, являются "вахмистры по воспитанию, погромщики по убеждению". Оказывается, можно устраивать погромы как по заказу: без жертв, с жертвами на 10, на 100 человек и более. Все погромы происходили почти по одному образцу. Везде фигурировало имя царя. Погрому предшествовали провокаторские слухи об осквернении православной веры, о грядущем еврейском царстве и так далее Затем начинали погром обязательно под охраной казаков, солдат и полиции. В Челябинске всё это было проделано с точностью. Попустительство полиции было полное Еманжелинские казаки, бывшие в городе не могли не поверить, что действительно получено разрешение о разгроме евреев. Они явились домой наэлектризованные, глубоко убеждённые в справедливости своих действий. Защитник ссылается на показания священника Дроздова, подробно изложившего свои впечатления, гражданский истец назвал подсудимых коршунами, зверями, но кто их сделал такими? Русское правительство в течении столетий старалось воспитать их такими. Путем продажных газет, с амвона и т.д. (председатель останавливает защитника, прося не касаться действий правительства) внушалось народу, что истинный патриотизм заключается в военном могуществе государства и подавлении внутренних врагов, которыми оказывались: бунтовщики, студенты, конокрады, жиды и поляки. Подсудимые – люди тёмной мысли. Они слепое орудие в руках погромщиков по убеждению, людей, которые всегда остаются в тени. Защитник просил судей вынести гуманный приговор.

После 2-х часов совещания Судом вынесена следующая резолюция: казаков Петра Кунгина, Андрея Печеркина; кр-на Казанской губ. СтепанаЗахарушкина лишить всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и отдать в исправительныя арестантские отделения первых 2-х на 2 года каждого, а последнего на 1 год и 6 месяцев с заменой по 77 и с последствиями по 58 ст. ул. о наказ. для каждого; казаков Михаила Гневашева, Степана Шеина, казачку Анисью Носкову, Якова Саночкина, Павла Глуховцева м кр-на Самарск. губ. Шишлова с женой Прасковьей лишить всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и заключить в тюрьму, Гневашева, Степана Шеина и Носкову на 1 год каждого; Саночкина, Глуховцева и Шишлова с женой на 8 месяцев каждого; Шеина Илью на 3 месяца. Гражданский иск удовлетворён на сумму в 12.000 р.

Вырезки газет собрал и сообщил В.Бухарин

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.63.Л.6-14.
Tags: РКМП, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments