Нетренированный военкоммунист (uncle_ho) wrote,
Нетренированный военкоммунист
uncle_ho

Categories:

Потапыч-Белоногов о работе Средне-Уральского комитета РСДРП в 1903 году

ВОСПОМИНАНИЯ О РАБОТЕ СРЕДНЕ-УРАЛЬСКОГО КОМИТЕТА РСДРП в 1903 г.

Летом 1903 г., отбыв в Омске "гласный надзор", я приехал в Екатеринбург и начал работать в издававшейся тогда там "Уральской Жизни".

Месяца через полтора, два (приблизительно) один из местных аборигенов – ХРЕНОВ С.И., с которым я познакомился как газетный работник предложил мне как-то раз познакомиться с двумя-тремя "очень интересными людьми", которые, как я понял из его слов, в свою очередь тоже не прочь познакомиться со мной. Через несколько дней моё свидание с "интересными людьми" состоялось. Они оказались "Петром Петровичем" (П.Г. СМИДОВИЧ – нынешний заместитель "всероссийского старосты"), т."Григорием" (т.ЗАЛКИНД) и "Лукой Лукичём", настоящего имени которого я и до сих пор не знаю, т.к. в те времена не принято было добиваться узнавать фамилии своих нелегальных товарищей. "Интересные" же люди все трое были нелегальными. "Пётр Петрович" (П.Г.СМИДОВИЧ) жил по чужому паспорту и служил техником на местной электрической станции, а "Григорий" и "Лука Лукич" бы были без "определённых занятий".

После разговора на общие темы мои новые знакомые предложили мне присоединиться к ним для общей работы в Уральской С.-Д. группе, которую они решили создать в Екатеринбурге на развалинах разбитой незадолго перед этим Уральской "об"единёнки" и [6] организационно обособившись от С.Р.-ов. К моменту моего вступления в группу ядро её состояло только из четырёх названных выше лиц: "Петра Петровича", "Григория", "Луки Лукича" и ХРЕНОВА. Я (мне была дана кличка "Кара") был пятым.

Ближайшими задачами группы являлись:

1. Вовлечение в работу активных С.Д., как из "об"единёнки", так и из не входивших в неё.
2. Организация рабочих ячеек.
3. Пропагандистская и агитационная работа среди них.
4. Создание подсобного служебного аппарата (связи с "обществом", учащимися, подыскивание квартир для явок, свиданий, собраний и литературы, подыскивание адресов для корреспонденции, получения "Ц.О." и т.п.)

Работа по организации рабочих ячеек – "что, конечно, представлялось основной задачей" – в первое время шла несколько медленно: за исключением С.И. ХРЕНОВА мы все были новыми на Урале людьми и должны были в силу этого и по соображениям конспирации действовать очень осторожно.

Дело в этом отношении пошло лучше, когда к нам прибыли два новых товарища: "Натка" (т.БЕЛЯНЧИКОВ) и "Птица" (т.ГОЛУБЕВ). Оба рабочие, один Петербургский, другой, кажется, Екатеринославский или Харьковский. Оба побывали уже в тюрьме, бежали и как опытные партийцы-рабочие были направлены к нам Восточным бюро Ц.К. Р.С.Д.Р.П. для работы. Под видом ищущих работы они начали ходить по местным предприятиям и ближайшим заводам (БЕЛЯНЧИКОВ, напр., ходил в Н.Ревдинский и др. заводы) и заводить связи среди рабочих, пропагандируя среди них и распространяя нелегальную литературу. [6об]

Ядро нашей группы уже составилось из 7 человек, около него начала образовываться периферия. Вскоре, получив санкцию Вост.Бюро Ц.К., с которыми сносились "Пётр Петрович", "Лука Лукич" и "Григорий", мы об"явили нашу организацию Средне-Уральским Комитетом Р.С.Д.Р.П.

Приблизительно в Октябре в нам в Екатеринбург приехала в качестве агента Ц.К. "Дяденька" (КНИПОВИЧ) и сделала доклад о втором парт с"езде. По докладу Средне-Уральским Комитетом была составлена и единогласно принята довольно подробно мотивированная резолюция о нашем полном присоединении к мнению с"ездовского большинства, возглавляемого В.И. ЛЕНИНЫМ. Написанная "Лукой Лукичём" она была вскоре напечатана в Ц.О., вызвав ядовитую заметку о ней со стороны Г.В. ПЛЕХАНОВА и ободряющую поддерживающую нас заметку Вл.ИЛЬИЧА.

"Дяденька" привезла к нам и много свежей литературы, запасы которой ещё более пополнились в ноябре, когда я специально за этим с"ездил в Уфу. С этого времени б-ковская С.Д. литература начала разливаться по Среднему Уралу в разные стороны.

Приблизительно в Декабре произошли изменения и в личном составе нашего комитета. Сначала выехали в Пермь "Лука Лукич" и "Григорий". Но ещё при них прибыли к нам для работы два новых товарища: И.А.ТРАХТЕНБЕРГ и его жена НАДЕЖДА Ив. ШЕВЕЛИНА. С "Петром Петровичем", "Лукой Лукичём" и "Григорием" они были знакомы ещё по Женеве и сразу по приезде были кооптированы нами в комитет, явившись весьма [7] ценными работниками. (Н.Е. ШЕВЕЛИНА как уроженка Красноуфимска имела значительные связи в Екатеринбурге).

Параллельно с ростом руководящего ядра к-та росла и периферия, и налаживалась организационная, пропагандистская и агитационная работа. Но вместе с этим появились и признаки слежки за нами.

Первый заметил это уже достаточно обстрелянный к тому времени П.Г. СМИДОВИЧ. Однажды вечером, это было в конце ноября или начале декабря 1903 г., он заходит ко мне и говорит, что у него есть несомненные основания полагать, что он "провалился". Не желая рисковать для большой нужды и принимая во внимание, что работа уже наладилась, он решил, не заходя на свою квартиру, где возможно его могут взять, с сегодняшним же поездом уехать из Екатеринбурга. Не помню кто из нас – я или кто другой – купили ему билет, вручили его перед отходом поезда П[етру] Герм[огеновичу], и он благополучно уехал. Только года через полтора я встретился с ним уже в Саратове, когда он в качестве агента Ц.К. заезжал в Саратовский к-т.

Вскоре после от"езда П.Г. я поехал в Пермь к "Луке Лукичу" и т. ЗАЛКИНДУ. Явившись на явку (квартира железнодорожника ЗАСИМОВИЧА) я нашёл и хозяина квартиры, и "Луку Лукича" с т. ЗАЛКИНДОМ на наблюдательной позиции у окна комнаты, выходящей на улицу. За квартирой было установлено организованное наблюдение шпиков, и стоило только кому-нибудь выйти из квартиры, как тотчас же стоящий на "посту" шпик бросался вслед вышедшему, а его место [7об] занимал другой его сотоварищ по ремеслу.

С надлежащими предосторожностями мы в этот же вечер выбрались из квартиры и той же ночью уехали: мы с "Лукой Лукичём" в Екатеринбург, а т.ЗАЛКИНД в Н.Тагил. Вскоре, как мы узнали потом, на квартиру ЗАСИМОВИЧА нагрянула охранка, но большой добычи, кажется, не получила. "Лука Лукич" через несколько дней уехал в Самару в Восточное Бюро, которое направило его на работу в другой район. С ним больше я не встречался.

При Саратовской встрече с П.Г. СМИДОВИЧЕМ в 1905 г. последний, помнится, передавал мне, что впоследствии "Лука Лукич" как будто бы ушёл на время из движения и занялся "наукой", но точно не помню, так ли это: он не производил впечатления человека, случайно и на время встретившегося с пролетарским движением.

Из лиц, принимавших в 1903 г. участие в работе Ср.Уралского к-та, помню ещё Безрукова (имя забыл), но он был очень недолго в Екатеринбурге, до приезда туда он работал в Перми.

В числе лиц, считавшихся "своими", но в силу тех или иных причин не принимавших тогда особенно активного [8] участия в комитетской работе необходимо отметить Кл.Тим. НОВГОРОДЦЕВУ (Свердлову), которая служила тогда в книжном магазине (кажется, у Клишина) и оказывала нам те или иные услуги, и Фёд.Фёд. СЫРОМОЛОТОВА, который жил на медном руднике верстах в 20 от Екатеринбурга и изредка наезжал в город.

И Кл.Тим. НОВГОРОДЦЕВА и Ф.Ф. СЫРОМОЛОТОВ активно вошли в комитетскую работу позже, вероятно в 1904 или 1905 году. Когда в конце Октября или в начале Ноября 1905 г. я снова попал в Екатеринбург в качестве транспортёра Восточного Бюро Ц.К., они уже стояли вместе с "АНДРЕЕМ" (Я.М. СВЕРДЛОВЫМ) во главе комитетской работы.

В конце Января 1904 г. я уехал из Екатеринбурга в Саратов и в дальнейшем был на Урале лишь проездом.

"Потапыч" (Т. БЕЛОНОГОВ).

27/Х-25 г. [8об]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.58.Л.6-8об.

Заседание Екатеринбургского подпольного комитета РСДРП
Заседание Е-бургского подпольного комитета РСДРП
20-летний тов. Свердлов с канонической бородкой, которую он себе заведёт в Туруханской ссылке
Tags: РКМП, Революция, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments