Нетренированный военкоммунист (uncle_ho) wrote,
Нетренированный военкоммунист
uncle_ho

Из очерков истории Пермской организации ВКП(б)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Отвечая назревшие потребности изучения истории местной партийной организации, Истпартотдел Пермского окружкома решил выпустить настоящие очерки в ударном порядке вне общего плана разработки и издания Истории Пермской организации ВКП(б).

Настоящие очерки представляют из себя самый сжатый обзор наростания классовой борьбы и развития Пермской партийной организации; многие моменты не освещены совсем или освещены недостаточно полно; отсутствуют совершенно даже беглая характеристика работ на некоторых заводах.

Собирание материалов и документов, отображающих этапы революционной борьбы на Урале, и научно-исследовательская работа в этом направлении далеко ещё не закончены. Для выполнения этой задачи в полном об"ёме потребуются многие годы; а время не ждёт, наши кружки, школы І-й и II-й ступени, школы Фабзавуча, Техникумы и все возможные курсы требуют от Истпарта хоть какого-нибудь материала по истории Пермской партийной организации, и это положение заставляет нас выпустить в свет настоящие очерки в том виде, в котором их нельзя ещё назвать по своему об"ёму и содержанию вполне удовлетворительным пособием. [7]

Принимая во внимание, что очерки предназначаются для проработки в школах и кружках в качестве учебного пособия, где сейчас преобладает исследовательско-лабораторный метод, мы сознательно не подразделяем главы на подзаголовки. От такого подразделения глав очерки были бы более популярны для мало подготовленного читателя, но тогда они много проиграли бы как материал для самостоятельной исследовательской работы в классе, в кружке.

Нам думается, что проработка очерков в настоящее время под наблюдением опытных руководителей, знакомых в общих чертах с историей и экономикой местного края, даст наиболее положительные результаты, так как слушателям предоставлена широкая возможность в смысле новой распланировки, имеющей в каждой главе материалов, фактов и событий, и разбивки их на ряд подтем и заголовков. [8]

Глава 1.

ПЕРВЫЕ ШАГИ.


В истории революционного движения России Урал занимает далеко не последнее место. На территории бывшей Пермской губернии гораздо раньше, чем во многих других губерниях, начинает развиваться крупная промышленность, ведущая разработки руды, соли и каменного угля. В эпоху Екатерины II был основан знаменитый Лысьвенский завод, один из крупнейших гигантов металлургической промышленности в России.

Вместе с ростом промышленности происходит неизбежное накопление рабочей силы, растёт промышленный пролетариат и к XVIII веку, когда Россия в целом является ещё страной сельско-хозяйственной, почти не имеющей своей промышленности – на Урале уже имеется довольно значительное количество заводов и рудников с большим количеством пролетариев и полупролетариев, т.е. таких рабочих, которые хотя и работают в промышленности, но ещё не порвали с деревней, с землёй, имеют своё хозяйство, домики, имеют семью, работающую в с.х.

Развитие промышленности и рост пролетариата неизбежно связаны с развитием борьбы, с ростом революционного [9] движения, что находит свое отражение и в истории на Урале. Пермская и Уфимская губернии видали в эпоху крепостного права не мало крестьянских волнений, которые, правда, почти всегда носили неорганизованный характер, являясь вспышками протеста против произвола власти и эксплоатации со стороны местных помещиков: Графа С.А. Строганова, графа Шувалова, князя Абамалек-Лазарева, князя Львова и других крупнейших властителей Урала. Но рабочий класс в силу особенности своего положения в производстве, в силу того, что он в отличие от крестьянства работает и живёт скопом, коллективно и вырабатывает своими силами ему одному дух товарищества, крепкой спайки – с первых же дней своего появления на исторической арене борется с своими угнетателями более организованно, настойчиво и успешно, чем крестьянство.

В великом Пугачёвском движении рабочие и южного, и северного Урала играли очень видную роль. Здесь Пугачёв черпал пополнение для своих неутомимых отрядов наводивших панику на помещиков и генералов, здесь ему ковали оружие, отливали пушки и ядра, делали необходимое боевое снаряжение.

После подавления пугачёвского движения Екатерининские генералы воздвигли [10] на Урале тысячи виселиц, уничтожив начисто весь революционный элемент заводов. Систематически повторялись рабочие вспышки, "бунты" и забастовки местного значения и позднее, но всё же до конца XIX века на Урале, как и во всей России, ещё нет осмысленного рабочего движения, нет профессиональных и партийных организаций, нет никакого руководства борьбой, нет ясной и твёрдой цели, нет научно-обоснованных и выраженных в какой-либо программе требований рабочего класса.

Первым, хотя и очень слабым, очень оторванным от масс проявлением осмысленной идейной борьбы на Урале является возникновение народничества.

"Великая" вынужденная реформа 1861 года ни чуть не улучшила, а в ряде губерний безусловно ухудшила положение тёмного, забитого и обнищавшего крестьянства и этим самым вызвала во всей России громкий протест наиболее честной и близкой народу интеллигенции.

Александр ІІ, освобождая в угоду развивающемуся капитализму крестьян, лучшие земельные и лесные угодья оставил в руках помещиков, а за те скудные по размерам и плодородию наделы, которые были даны крестьянам при освобождении, он обязал крестьян платить втридорога и закабалил их таким образом на десятки [11] лет. Некоторые общества платили выкупные подати за землю до самой революции 1917 года. Ясно, что такое "освобождение" не удовлетворило крестьян, и [в] России снова прокатывается волна крестьянских бунтов.

С 1861 г. по 1885 бунтовало в общей сложности 27 губерний, пол-России было охвачено ожесточённой классовой борьбой между угнетёнными и угнетателями. Вот как раз в эти годы сочувствующая народу интеллигенция и создаёт движение, известное в истории под названием народничества. Народники-интеллигенты шли в деревню, чтобы просвещать крестьян, раз"яснять им общественно-политические вопросы, подготовлять их к переходу на социалистические начала.

Основные положения народничества были не верны, на основе их положения нельзя было построить социализм. Народники исторически были заранее обречены на поражение, на неудачу, но тем не менее, посколько они всё же будоражили массы, поднимали большие политические вопросы, правительство их преследовало, бросало в тюрьмы, отправляло в ссылки, по глухим гиблым углам.

В 60, 70 и 80 г.г. прошлого столетия Пермская губерния являлась одним из таких "не столь отдалённых мест", [12] куда целыми пачками высылались на поселение неугодные правительству "бунтующие и протестующие элементы". По не полным имеющимся сведениям в начале 80 г. в Перми было около 70 человек политических ссыльных народников, в числе коих обретался некоторое время и известный писатель-либерал В.Г. Короленко.

В 1883 г. политические ссыльные-интеллигенты завязывают сношения с Мотовилихинскими рабочими и ведут среди них социалистическую пропаганду. Они организуют кружки, распространяют нелегальную литературу, но скоро в их среду проникает подосланный правительством провокатор Мироносицкий, который выдаёт всех полиции, и последняя рассеивает ссыльных из Перми в разные глухие углы Сибири. Часть из них была арестована и ожидала в Пермской тюрьме разные сроки это мес. и до года.

Все участники этой группы и участники процесса были прозваны потом "Пермскими декабристами", т.к. основные аресты были произведены с 3 на 4 декабря. Всего по Уралу пермских декабристов было арестовано и сослано 73 человека. Событие это всколыхнуло [13] широкие слои рабочих масс и интеллигенции и поступило великолепным средством для пропаганды того дела, за которое преследовались декабристы.

В 70 г.г. Народничество в России раскалывается на две части: на "чёрный передел'' и на "народную волю". Чёрнопередельцы стояли за мирную пропаганду, за пропаганду только словом, а народовольцы, видя бесплодность словесной агитации, решили развернуть боевую террористическую.

Эпоха террора является самым ярким, самим героическим этапом в развитии российского народничества. "Народная Воля" выдвинула в эту эпоху ряд гениальных организаторов покушения и бесстрашных боевиков, сознательно приносивших себя в жертву тому делу, которому они себя посвятили и за которое они боролись. Герои и мученики "Народной Воли": Степан Халтурин, Желябов, Софья Перовская, Кибальчич и десятки других погибших на виселицах самодержавия – никогда не будут забыты.

Несмотря на то, что народовольцы своей деятельностью улучшить положения масс не могли, ибо путь, избранный ими, был ошибочен. Но нужно отдать им должное, они [14] всё же проделали большую работу, расшатывая устои самодержавия, привлекая к вопросам политической борьбы внимание рабочих масс, хотя бы своими судебными процессами и террористическими актами. За время своей террористической деятельности народовольцы убили ряд особенно свирепых чинов полиции, губернаторов, министров и завершили свою работу нашумевшим убийством 1 марта 1881 года Александра II.

После Александра II на престол вступил Александр ІІІ, и ровным счётом ничего не изменилось, государственные порядки остались те же самые. Александр ІІІ повесил и казнил всех активных участников первомартовского дела. Народовольцы организовали покушение и на Александра III, но неудачно, и навлекли этим на себя целую полосу новых репрессий со стороны правительства. В покушении на Александра ІІІ принимал участие старший брат В. И. Ленина – Александр Ильич Ульянов, который был в числе других народовольцев схвачен и казнён.

Террор не достиг своей цели, самодержавие от него не пало, наоборот оно только усиливало преследование революционеров и жестоко мстило за каждый удар, [15] направленный против него. В результате, в конце 80 г.г. все народовольческие организации разгромлены, народовольцы частью истреблены палачами, частью замурованы в крепости и тюрьмы, частью высланы в гиблые места.

Народничество в целом переживает кризис; как теория, как учение оно оказалось несостоятельным, обанкротилось. Оно требовало больших жертв, а результаты были ничтожны и не заметны. И вот тогда на смену народничеству выступил марксизм. В Россию начинает проникать учение Карла Маркса, которое к вопросам общественной жизни, к переустройству общества, к революции подходит совсем по другому.

Народники, и потом, позднее, их переродившиеся в контрреволюционеров потомки социалисты-революционеры, не понимали и не хотели признавать исторической неизбежности развития капитализма и роста пролетариата. Они считали идеалом земельную сельскую общину, а самым идеальным и самым передовым, самым революционным классом – крестьянство. В этом была их слабость, их историческое заблуждение, их роковая ошибка.

Марксисты утверждали, что из общины никакого социализма не выйдет, и что развитие капитализма исторически совершенно [16] неизбежно. Марксисты, конечно, никогда не считали крестьянство контрреволюционным классом, но в то же время они неустанно говорили, что носителем социализма является в современном обществе в первую очередь промышленный пролетариат, который подготовляется к этому всеми условиями капиталистического производства, и что только опираясь на пролетариат в союзе с крестьянством можно успешно покончить с эксплоататорским государством и расчистить дорогу для социализма. Марксисты утверждали, что руководящая роль в революции должна и будет принадлежать пролетариату … бесспорное историческое право.

В этом была сила марксистов. В этом же заключался и тот успех, с каким начал распространяться марксизм в России в 90 г.г. прошлого столетия.

Первыми сеятелями марксизма в России были Г.В. Плеханов, Лев Дач, Вера Засулич, Аксельпрод и другие интеллигенты, эмистированные за границу и основавшие там в 1883 г. "группу Освобождения Труда".

Плеханов и его товарищи по "группе освобождения труда" были вначале мирными народниками-чёрнопередельцами, но после убийства Александра II они также стали подвергаться [17] гонениям со стороны полиции наравне с народовольцами, и это вынудило их покинуть родину и поселиться в Швейцарии, где находили в то время приют все политические изгнанники и беглецы.

За границей Плеханов познакомился с учением Маркса и Энгельса и, пристально вглядываясь в социально-экономическое развитие в России, признал свои прежние народнические взгляды совершенно ошибочными и, целиком восприняв теоретические основы марксизма, сделался страстным и талантливым их проповедником. "Группа освобождения труда" проделала большую историческую работу по распространению марксизма в России. Члены этой группы переводили на русский язык марксистские сочинения, издавали брошюры и распространяли их в России среди учащейся молодёжи, среди интеллигенции и рабочих.

Первые марксисты на Пермской земле появились в 90 г.г. прошлого столетия. Один из старых Пермских марксистов В. Южаков в своих воспоминаниях ("Борьба за власть". Сборник Пермск.Бюро Истпарта, том 1, стр.20) говорил, что история[18] Марксизма начинается в Перми с 1893 года. В 1893 году Николай Афанасьевич Арефьев организовал в Перми кружок учащейся молодежи средних школ "с целью преступной пропаганды".

В библиотеке этого кружка, перешедшей потом к В. Южакову, были идеалистические и марксистские произведения, но в общем имелись такие серьёзные по тому времени книги, как "Исторические письма" Лаврова, "Политическая экономия" Милля, работы Чернышевского и Михайловского, популярное изложение 1-го тома "Капитала" Карла Маркса, "История революционного движения" Туна и др.

С течением времени такие кружки, "организованные с целью опасной пропаганды", возникают при всех почти средних школах Перми и даже в уездах.

Молодёжь в кружках горячо старается уяснить себе, "что нужно делать и как делать", для того, чтобы разрушить помещичье-капиталистическое государство и улучшить положение трудящихся масс. Члены кружков сами занимались переводами с иностранных языков, переписывали нужные книги и брошюры от руки, проявляя при этом удивительную работоспособность и терпение.

Кончая школы, слушатели кружков шли в массы, на земскую работу, на заводы и там создавали вокруг [19] себя новые ячейки, кружку, сеяли знания, будили мысль, поднимали знамя борьбы и протеста. Конечно, не все кружковцы становились революционерами и подлинными марксистами, часть из них отсеивалась со временем, уходила от всякой политической работы, омещанивалась, устраиваясь на государственной службе, но всё же многие закалялись в этих кружках на всю жизнь.

Впоследствии из этих школьных кружков вышли такие видные уральские марксисты, как И.П. Ладыжников, В.Н. Трапезников и др.

В кружках первое время ещё идёт борьба между народническими взглядами и марксистами, развертываются ожесточённые дискуссии, страстные споры, истолкования молодых пытливых умов, но чем дальше, тем яснее и очевиднее становится идейная и практическая несостоятельность, убожество народничества и историческая правда, логическая последовательность и выдержанность революционного марксизма.

В 1894 году в Перми появляется книга бывшего тогда марксистом П.Б. Струве под названием "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России". Эта [20] книга приковывает к себе внимание всей мыслящей молодёжи, вокруг неё развёртывается оживлённый обмен мнений.

В 1895 г. выходит и попадает в Пермские кружки знаменитая книга Г.В. Плеханова (Бельтова) "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю". Плеханов, ставший к тому времени одним из лучших популяризаторов и теоретиков марксизма, подверг в этой работе беспощадной критике идеалистическую позицию народничества и блестяще справился с своей задачей. Несколько тяжёлые и сухо-академические формулы Маркса и Энгельса выходят из-под острого пера Плеханова в новом ослепительном блеске и становятся доступными для всех.

В Перми книга переходит из рук в руки; на обысках жандармы уже начинают отбирать её по приказу из центра (псевдоним скоро разгадан). Но Плеханов уже сделал своё дело. В 1898 г. в подпольную ученическую библиотеку книга Бельтова попадает ко мне в таком виде, что на них видны следы не только интеллигентских, но и рабочих рук. Марксизм перешёл от обороны к нападению, книга Бельтова сыграла в Перми огромную роль и читалась [21] нами так, как не читают самый увлекательный роман. (В. Южаков. Там же, стр. 22)

С 1898-99 г. ученический марксистский кружок Кунгурского технического училища под руководством Е. П. Поморцева прорабатывает нелегальную марксисткую литературу и даже приглашает на свои заседания группы Кунгурских сапожников, где читает им "Кто чем живёт" Дикштейна, "Рабочее дело в России", "Что должно знать и помнить каждому рабочему" и др. злободневные в то время брошюры и листки.

В 1897 г. в Пермь попадают номера легального марксистского журнала "Начало", в 1899 г. выходит "Жизнь", количество марксистов на Урале и в частности в Перми растёт.

В 1898 г. переиздаётся на русском языке 1-й том "Капитала" Маркса, над которым Пермские марксисты усиленно работают и окончательно оформляют своё мировоззрение, вытесняют народников со всех участков революционного движения.

В 1895 г. в Петрограде во главе с В. И. Лениным организуется [22] "Союз борьбы за освобождение рабочего класса".

В 1898 году в Минске состоялся первый, правда, очень немногочисленный с"езд Р.С.Д.Р.П. Разрозненные ячейки и группы марксистов об"единяются в единое целое, в центролизованный кулак, начинается организованное социал-демократическое руководство рабочим движением во Всероссийском масштабе.

Пермские кружки марксистов поддерживают связь с заграничной "Группой освобождения труда", распространяют на Уральских заводах её издания. Работа по организации рабочего класса для борьбы с буржуазией принимает плановой характер.

Положение рабочего класса на Урале во второй половине XIX века было неимоверно тяжёлое. Рабочий день длится 10-12-14 часов, заработная плата низка, жилищные условия кошмарны и полное политическое бесправие, полный произвол администрации на казённых и частновладельческих заводах. Как и по всем в России на уральских заводах вводится жестокая система штрафов. Штрафуют за всякую мелочь, за всякую ошибку, за брак, за сломанный по работе инструмент; [23] администрация производит массу всевозможных незаконных вычетов из заработной платы, не давая в этом отчёта никому.

Для характеристики этого положения приведём в качестве примера знаменитую постройку "божьего храма" в зав. Лысьва.

В Лысьве по примеру других заводов, администрация пригласила на службу попа, которому назначила ему за околпачивание рабочих окладное жалование в размере 90 руб. в месяц.

Завод расширялся, количество рабочих увеличивалось и администрация совместно с попом задаётся целью воздвигнуть вместо маленькой церкви грандиозный храм для обслуживания (т.е. для затемнения классового сознания рабочих) духовных нужд рабочих, их жён и детей. Решено, подписано, а денег на эту затею заводоуправление ассигновать не намерено – начётисто больно. И вот, недолго думая, комиссия по постройке храма во главе с попом издаёт распоряжение о ежемесячной вычете 3% из заработка рабочих до окончания постройки храма. Рабочие возмущены, но протестовать нельзя, сразу попадёшь под расчёт и в чёрный список, будешь голодать со всей семьёй. [24]

С постройкой происходила гнусная вакханалия: нагревали руки подрядчики, администраторы, поп, разные комиссионеры и все, кому было не лень; составлялись дутые сметы, поддельные счета, липовые векселя, дым стоял коромыслом.

Когда церковь была отстроена, совершили торжественное открытие, на которое опять-таки произвели специальное отчисление с рабочих.

Церковь в 1899 году кончена, а вычеты с рабочих всё продолжаются на покрытие якобы старых долгов и процентов, раздаются отдельные голоса протеста, но ничего не помогает.

В 1904 году, перед раскатом первой революции, Лысьвенская церковная история раскрывается во всей своей неприкрытой наготе. Выплывают наружу все жульнические проделки, в числе которых фальшивые векселя на сумму 112.000 руб. По этим векселям с рабочих требуют деньги чистоганом, что вызывает страшное возмущение рабочих, они бойкотируют церковь, проклинают жулика попа, угрожают администрации. Администрация для отвода глаз [25] назначает для улаживания этого "дела" специальную комиссию, в состав которой входят те же самые деловцы, нагревавшие руки на постройке.

Комиссия сфабриковала дутый отчёт, по которому с рабочих ещё требовалось доплатить 70.000 руб., хотя к моменту окончания постройки в 1899 году всех долгов было лишь 26.000 руб.; откуда взялись 70.000, никто этого об"яснить не мог, а уплаты требовали. Рабочие упираются, протестуют, и дело принимает настолько скандальный характер, что архиерей, в интересах сохранения авторитета церкви, ссылает Лысьвенсксго попа в село Зырянку.

Администрация завода устраивает попу торжественные проводы. Через несколько времени заводоуправление хлопочет о переводе опального батюшки обратно на завод, составляется прошение, которое обманом и угрозами предлагают подписывать рабочим. Рабочие отказываются от подписи и заявляют, что им такого жулика попа ни теперь, ни в будущем на завод совершенно не надо. Заводские заправилы идут с прошением по квартирам, заставляют подписывать жён рабочих, выживших из ума старушонок и в результате ссыльного [26] попа с торжеством возвращают в Лысьву.

В конце концов это дело всё-же доходит до суда, но классовый буржуазный суд присяжных заседателей оправдывает всю эту компанию, выворачивающую тощие карманы рабочих. Рабочие, присутствовавшие в зале суда при разборе этого дела, встретили оправдательный приговор громкими криками возмущения.

Таковы были в то время условия, такова была неприглядная картина того времени на заводах Урала. И в этой обстановке первые шаги уральских марксистов, первые листки, прокламации и выступления социал-демократии находят живой отклик рабочих масс.

В 1901 году в Пермь прbбывают на учительский с"езд вожди зарождающейся тогда эс-еровской партии – Брешко-Брешковская (прозванная в 1917 году "Бабушкой Русской Революции") и старый боевик Гершуни, но их выступления ну имеют былого успеха, авторитет народнического мировоззрения в Перми даже в интеллигентской молодёжи уже расшатан, интеллигенция склоняется к марксизму как к единственному верному руководству в борьбе за лучшие условия жизни, в борьбе с эксплоататорскими классами.

Марксизм начинает становиться достоянием масс. [27]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.435.Л.7-27.

Южаков Владимир Васильевич
южаков-владимир-васильевич
Tags: РКМП, Революция, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments