?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Графоманство Previous Previous Next Next
Клевета на социализм недопустима - К.Ч.Ир
Прав не тот, кто первым стрелял, а тот, кто первым попал
uncle_ho
uncle_ho
О военно-следственных комиссиях на театре военных действий
Приложение к приказу №120
от 22 Апреля 1919 года

"УТВЕЖДАЮ"
АДМИРАЛЪ КОЛЧАКЪ
22 Апреля 1919 г.

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О военно-следственных комиссиях на театре военных действий.


I. ОБ УЧРЕЖДЕНИИ КОМИССИИ.

Ст.1. В целях всесторонняго разследования и разсмотрения деятельности военных и гражданских лиц, изобличённых в причастности к тык называемой "советской власти" и иным мятежным и противогосударственным организациям, перечень коих указан в особом приложении к настоящему Временному Положению, учреждаются: в районе каждой армии постоянныя военно-следственныя комиссии, корпусныя и дивизионныя; уездныя и районныя.

Ст.2. В порядке надзора все военно-следственныя комиссии в районе армии на театре военных действий подчиняются Начальнику Военно-Административнаго Управления армии.

II. О ЗАВЕДЫВАЮЩЕМ ВОЕННО-СЛЕДСТВЕННЫМИ КОМИССИЯМИ РАЙОНА АРМИИ.

Ст.3. Заведывающий Военно-Следственными Комиссиями района армии подчиняется непосредственно Начальнику Военно-Административнаго Управления армии. На обязанности заведующаго лежит общий надзор и контроль всех военно-следственных комиссий, действующих в районе дивизии, корпусов военнаго округа на театре военных действий в уездах и районах данной армии; ему предоставляется право давать руководящия указания вышепоименованным комиссиям, назначать ревизии делопроизводства последних, требуя представления отчёта о деятельности названных военно-следственных комиссий.

Независимо от сего, заведывающий военно-следственными комиссиями, сам или через посредство подчинённых ему чинов, производит разследование о более видных активных большевистских деятелях по делам, представляемым ему корпусным и уездными военно-следственными комиссиями.

Ст.4. Дела, поступающия из корпусных и уездных военно-следственных комиссий, по разсмотрении их Заведывающим Военно-Следственными [103] Комиссиями армии, докладываются последним Начальнику Военно-Административнаго Управления армии, от котораго и зависит дальнейшее их направление.

Ст.5. В распоряжении Заведывающаго Военно-Следственными Комиссиями находятся положенные по штату офицеры или чиновники для поручений и канцелярия.

III. ОБ УЕЗДНЫХ ВОЕННО-СЛЕДСТВЕННЫХ КОМИССИЯХ.

Ст.6. Как в освобождаемых, так и в освобождённых от большевиков уездах района армии распоряжением Начальника Военно-Административнаго Управления армии учреждаются уездныя военно-следственныя комиссии.

Ст.7. Уездныя военно-следственныя комиссии состоят из Председателя и не менее чем из трёх членов назначаемых и увольняемых властью Начальника Военно-Административнаго Управления армии.

ПРИМЕЧАНИЕ: Председателю комиссии предоставляется право приглашать для работ в комиссии, с правом совещательнаго голоса, местных жителей (общественных деятелей, лиц, состоящих на государственной службе и пр.), знающих данный район и могущих дать комиссии ценныя указания и разъяснения. О всех приглашённых лицах названной категории председатель комиссии доносит Начальнику Военно-Административнаго Управления армии через Заведывающаго Военно-Следственными Комиссиями; приглашённыя в комиссию лица за время работ в Военно-Следственной Комиссии удовлетворяются суточными деньгами в размере, определяемом Командующими армиями.

Ст.8. На означенныя военно-следственныя комиссии возлагается:
а) наблюдение за работой районных военно-следственных комиссии;
б) разсмотрение дел, поступающих от военнаго контроля и коменданта уезда;
в) возбуждение дел в связи с теми или иными полученными сведениями
и г) производство при помощи уездных комендантов или чинов милиции арестов, обысков и выемок.

ПРИМЕЧАНИЕ: Обыски, выемки и аресты допускаются не иначе, как по ордерам, подписанным председателем комиссии или его заместителем, при чём лица, получившия вышепоименованный ордер, в своей деятельности должны строго руководствоваться Временным Положением о правах и обязанностях чинов Военнаго Контроля по производству обысков, выемок и арестов. [103об]

Ст.9. Законченныя производством дознания поступают на разсмотрение общаго собрания членов комиссии под председательством председателя комиссии или его заместителя.

Ст.10. По делам, по коим задержанныя лица подлежат освобождению или преданию военно-полевому суду, комиссия составляет особое постановление, каковое вместе с делом направляет Заведывающему Военно-Следственными Комиссиями армии. В отношении же прочих задержанных лиц, в деятельности которых не будет усмотрено данных для предания военно-полевому суду, но оставление коих на свободе будет признано угрожающим установившемуся Государственному строю или общественной безопасности – комиссия имеет право делать постановления о содержании таковых лиц под стражей в порядке охраны на срок до 1 октября 1919 года, о чем и доносить Заведывающему военно-следственными комиссиями.

Ст.11. На обязанности председателя комиссии или его заместителя лежит точное и своевременно, как приведение в исполнение постановлений комиссии о задержании изобличённых лиц, так и освобождение лиц, находящихся под стражей, ведя строгий учёт всем лицам, задержанным по постановлениям комиссии.

Ст.12. Уездныя военно-следственныя комиссии, а также и районныя, находясь в корпусном районе, входят в подчинение в порядке несения службы соответственным уполномоченным командиров корпусов по охране государственнаго порядка и общественнаго спокойствия в корпусном районе и Начальнику Военно-Административнаго Управления армии, оставаясь в техническом отношении в подчинении Заведывающаго Военно-Следственными Комиссиями армии.

IV. О РАЙОННЫХ ВОЕННО-СЛЕДСТВЕННЫХ КОМИССИЯХ.

Ст.13. Помимо уездных, по усмотрению Начальника Военно-Административнаго Управления армии, могут быть, в случае надобности, учреждаемы районныя военно-следственныя комиссии.

Ст.14. Состав районных военно-следственных комиссий, их права и обязанности те же, что и уездных военно-следственных комиссий, указанныя в ст. 6-11 сего Положения. [104]

V. О КОРПУСНЫХ И ДИВИЗИОННЫХ ВОЕННО-СЛЕДСТВЕННЫХ КОМИССИЯХ.

Ст.15. По представлениям Начальника Военно-Административнаго Управления армии, распоряжением командиров корпусов учреждаются в корпусных и дивизионных районах корпусныя и дивизионныя военно-следственныя комиссии.

Ст. 16. Права и обязанности, а также состав корпусных и дивизионных военно-следственных комиссий приравниваются соответственно уездным и районным военно-следственным комиссиям с изменениями в нижеследующем:

Ст.17. В том случае, когда произведённым корпусной комиссией разследованием с достаточной ясностью будет установлена виновность задержанных по делу лиц и не потребуется дальнейшаго разследования, корпусная комиссия составляет постановление о предании виновных лиц военно-полевому суду, каковое постановление и представляется чрез Начальника Штаба Командиру Корпуса.

Ст.18. В случае несогласия командира корпуса с постановлением военно-следственной комиссии всё делопроизводство вместе с своим мнением Командир корпуса представляет Командующему Армией через Начальника Военно-Административнаго Управления армии.

Ст.19. Дивизионная военно-следственная комиссия в случаях, в ст.17 предусмотренных, со своим постановлением направляет дъла Начальнику дивизии через Начальника Штаба дивизии на предмет предания виновных военно-полевому суду.

Ст.20. В случаях, в ст. 18 предусмотренных, Начальники Дивизий всё делопроизводство вместе в своим мнением представляют Командиру корпуса через председателя Корпусной Военно-Следственной Комиссии.

Ст.21. Законченныя разследования по делам о наиболее видных большевистских деятелях, а также тех лиц, показания коих могут иметь существенное значение при производстве других разследований о причастных к большевизму лицах, Дивизионными Комиссиями при особых постановлениях представляются председателю Корпусной Военно-Следственной Комиссии. [104об]

Ст.23. В случае продвижения Штабов Корпусов и дивизий вперёд Корпусная и Дивизионная Военно-Следственная Комиссии все незаконченныя дела и переписки передают Заведывающему военно-следственными комиссиями армии на предмет дальнейшей их передачи в соответствующия уездныя или районныя Военно-Следственныя Комиссии.

VI. О ПОРЯДКЕ РАЗСЛЕДОВАНИЯ И РАЗСМОТРЕНИЯ ДЕЛ В ВОЕННО-СЛЕДСТВЕННЫХ КОМИССИЯХ.

Ст.23. Поводом к начатию дела в комиссии признаётся:
а) Сообщение должностных лиц и присутственных мест;
б) объявления и жалобы частных лиц;
в) явка с повинной;
г) непосредственное усмотрение Комиссии.

Ст.24. Комиссия производит разследование по правилам, установленным для производства дознаний органами Военнаго Контроля, при чём дознания Военно-Следственных Комиссий имеют силу, равную актам предварительнаго следствия.

Ст.25. Разследование производится одним из членов Комйссии по распоряжению Председателя Комиссии.

Ст.26. Комиссия, как в целом, так и те из ея членов, коим поручено производство разследования, имеет право требовать от должностных лиц и учреждений, как Правительственных, так и общественных, сообщения необходимых сведений и доставления нужных документов.

Ст.27. Комиссия разсматривает дела в составе не менее трёх членов при делопроизводителе.

Ст.28. Дела о лицах, в деяниях коих будут усмотрены признаки преступлений общеуголовнаго характера, передаются председателем при особом постановлении подлежащему Прокурору (военному или граждан.).

Ст.29. Приведение в исполнение постановлений комиссии лежит на обязанности Председателя Комиссии или его заместителя при посредстве органов военной или гражданской власти.

Ст.30. Все Военно-Следственныя Комиссии, поименованныя в настоящем положении, обследуют деятельность исключительно лиц гражданских, причастных к большевизму, задержанных же военно-служащих Комиссии обязаны направлять в распоряжение соответствующих военных Начальников. [105]

Ст.31. Уездная и районная Военно-Следственныя Комиссии на местах в порядке несения службы подчиняются соответствущим комендантам.

Ст.32. В развитии означеннаго Временнаго Положения Начальникам Военно-Административнаго Управления армии предоставляется право издавать инструкции.

ОСОБОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ С ПЕРЕЧНЕМ ЛИЦ, ИЗОБЛИЧИВШИХ СЕБЯ ПРИЧАСТНЫМИ К БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ВЛАСТИ И ДРУГИХ ПРОТИВОГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СООБЩЕСТВ:

а) Лица, состоящия во главе большевистских организаций и проявлявшия яркую деятельность по проведению в жизнь и поддержке большевизма;
б) лица, принимавшия участие в разстрелахъ, а также в лишении свободы тех, коими не были совершены общеуголовныя преступления;
в) лица, участвовавшия в большевистских карательных отрядах;
г) лица, принимавшие участие в большевистских реквизициях, конфискациях и др. нарушениях прав собственности;
д) добровольцы, состоявшие в красноармейских частях, а равно все лица, добровольно способствовавшие поддержанию советской власти;
е) лица, числящиеся в партии большевиков, анархистов и левых эс-эров и проч. политических партиях, вредных установившемуся государственному порядку;
ж) лица, не вошедшия в вышеуказанныя рубрики, но состоявшия на советской платформе;
з) лица, ведущия вредную агитацию в войсках;
и) лица, агитирующия к неисполнению постановлений и распоряжений по мобилизации, равно подстрекающия военнослужащих и призываемых на военную службу к дизертирству и лиц, укрывающих последних.

П.н.И.д. Начальника Штаба Верховнаго Главнокомандующего.
Генеральнаго Штаба Генерал-Майор ЛЕБЕДЕВ.

И. д. Дежурнаго Генерала Генеральнаго Штаба.
Полковник ЛЕОНОВ.

Верно: И.д. Начальника Организационнаго Отдела
Генеральнаго Штаба Подполковник СУПРУНОВИЧ.

С копией верно:
Начальник Общ.Отдела Управления Уполномоченнаго Ком.Сиб.армией КАПИТАН ПЛЕШИВЦЕВ. [105об]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.1.Д.122.Л.103-105об.

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ЧИНОВ КОНТР-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ И ВОЕННО-КОНТРОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НА ТЕАТРЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОБЫСКОВ, ВЫЕМОК И АРЕСТОВ И РАЗСЛЕДОВАНИЙ

1. Чины контр-разведывательной и военно-контрольной службы принимают все зависящия от них меры к обнаружению неприятельских шпионов, их организаций, а также лиц, кои своею деятельностью могут благоприятствовать или фактически благоприятствуют неприятелю в его враждебных действиях против России и союзных с нею государств и посягают на ниспровержение существующего государственнаго строя и нарушение общественнаго спокойствия. В частности, они обязаны бороться:
– с лицами, кои стремятся создать всяческое затруднение правильному распределению в стране товаров и продуктов первой необходимости путём разстройства транспорта, скупки крупных партий товаров, сокрытия его и т.п.;
– с лицами, кои распространяют тревожные слухи как в политическом, так и в экономическом отношениях;
– с лицами, кои, осуждая действие Правительственных органов и выражая недовольство существующей властью, агитируют против распоряжения этих органов;
– с лицами, кои не исполняют распоряжений Правительства и существующих законоположений;
– и, наконец, со всем тем вредным элементом, который путём личных выгод приносит вред развитию государственной мощи.

2. Начальники контр-разведывательных и военно-контрольных органов, а по их поручению помощники и чины для поручений, имеют право производить обыски и выемки у лиц, заподозренных в деяниях, упомянутых в ст.1 сего Положения, а также подвергать таковых предварительному аресту.

3. Лица, поименованныя в предыдущей статье, имеют право производить опросы, как лиц, заподозренных в деяниях, упомянутых в ст.1 сего Положения, так и прочих лиц, показания коих могут содействовать выяснению обстоятельств дела.

4. Для производства обыска, выемки и предварительнаго задержания того или иного лица Начальником соответствующаго органа даётся ордер тому лицу, коему это производство поручено, по прилагаемой при сём форме (Форма №1). По прибытии на место обыска и принятии всех необходимых мер в отношении охраны помещения производящий обыск должен сообщить [101] о причине прибытия и предъявить ордер. Для содействия при производстве обысков, выемок и арестов приглашаются чины местной милиции, а в случай отсутствия их, команды из войсковых частей.

5. Основания, послужившия к производству обысков, выемок или арестов, Начальником соответствующаго органа, должны быть изложены в особом постановлении по прилагаемой при сём форме (Форма №2).

6. Все вещественныя доказательства, отобранныя при обыске, должны быть ТАМ ЖЕ (НА МЕСТЕ) занесены подробно в опись, согласно прилагаемой форме (Форма №3), которая, помимо производящаго обыск, должна быть засвидетельствована двумя понятыми, а также лицами, у которых производится обыск. В примечании отмечаются места, где найдены те или иныя вещественныя доказательства. Все вещественныя доказательства вместе с описью, ордером и протоколами опроса представляются производящим обыск своему начальнику в установленном порядке.

7. Лицо, производящее обыск, должно ТАМ ЖЕ (НА МЕСТЕ) произвести опрос лиц, причастных к делу, а потому перед отправлением к месту обыска оно должно ознакомиться с делом во всех его деталях. Показания записываются в протокол по прилагаемой при сём форме (форма № 4) и подписывается как производящим допрос, так и тем лицом, коего опрашивали.

8. Если, судя по вещественным доказательствам или согласно ордера, необходим предварительный арест, то арестованный после опроса передается в местную милицию или комендатуру, в чём принявшим, его выдаётся расписка. Арестованный зачисляется содержанием за подлёжащим органом, причём означенное лицо распоряжением Начальника сего органа может содержаться под стражей не долее одного месяца. Означенный срок может быть продлен распоряжением Генерал-Квартирмейстера Штаба Армии, Начальника Военно-Административнаго Управления районов Армии и Начальника Штаба Военнаго Округа на театре военных действий по принадлежности до двух месяцев, а с разрешения Командующаго Армией, до трёх месяцев. Копия постановления об аресте препровождается в место заключения подлежащему военному прокурору и по команде непосредственному Начальнику.

9. Крупныя суммы денег, принадлежащия арестованному, отбираются со внесением в опись. [101об]

10. Если арестованный или его семья пожелают заявить о допущенных неправильностях при обыске, то им предлагается подать на имя Начальника соответствующаго органа заявление, причём об этом праве арестованнаго или его семьи чин, производящий обыск, обязан поставить в известность обыскиваемых.

11. Словесное или письменное требование о задержании лиц, подозреваемых в деяниях, упомянутых в ст.11 Положения, может быть предъявлено всеми чинами военно-контрольной и контр-разведывательной службы в случаях, нетерпящих отлагательства, как то:
– когда подозреваемый застигнут при совершении акта, характеризующаго одно из деяний, указанных в ст.1 сего Положения или вслед за совершением такового;
– когда очевидцы укажут на подозреваемое лицо, когда вещи, служащия доказательством деяния, принадлежат подозреваемому или оказались при нём;
– когда подозреваемый не имеет постояннаго места жительства;
– когда он сделал покушение на побег или пойман во время или после побега;
– когда имеются основательныя данныя, что подозреваемый может скрыться или скрыть следы преступления.

12. Требования о задержании (ст.11) должны быть обращены к чинам милиции и соответствующим ей органам. При отсутствии таковых задержание может быть произведено чинами контр-разведывательной или военной контрольной службы непосредственно.

13. Лицо, задержанное на основании предыдущих (11 и 12) стат. должно быть в течении 24 часов по задержании приведено в соответствующее военно-контрольное или контр-разведывательное отделение или пункт для допроса; если же задержание состоялось на месте, отдалённом от места постояннаго нахождения вышепоименованнаго органа, то 24 часовой срок, для опроса задержаннаго определённый, может быть увеличен на сколько это по местному условию необходимо. По опросе такого задержаннаго Начальником соответствующаго органа должно быть составлено постановление об освобождении задержаннаго или дальнейшем содержани его под стражей.

14. При необходимости опросить кого либо или произвести выемки, обыски или аресты в районе другого контр разведывательнаго или военнаго контрольного органа исполнение сих действий возлагается на таковой орган сего.

15. В случае установлена при производстве разследования наличности деяний, упомянутых в ст.1 сего Положения, Начальник соответ. контр-[102]разведывательнаго или военно-контрольнаго органа немедленно доводить о том до сведения подлежащаго военнаго прокурора, причём произведённыя до сего времени чинами сего органа акты разследования приобретают силу актов предварительнаго следствия.

16. На действия начальников контр-разведывательнаго и военно-контрольных органов могут быть приносимы жалобы Генерал-Квартирмейстеру при Верховном Главнокомандующем, Генерал-Квартирмейстерам Штабов Армии, Начальникам Военно-Административных Управлений районом Армии и Начальникам Штабов военных округов на театре военных действий по принадлежности.

17. Чины общей или уголовной милиции о всяком приступе к разследованию по признакам деяний, упомянутым в ст.1 сего Положения, ставят в известность Начальника подлежащаго контр-разведывательнаго или военно-контрольнаго органа, коему предоставляется право затребовать от них для дальнейшаго производства разследования всю переписку.

18. Военные следователи разследований, указанных в настоящем положении не производят, но военно-прокурорский надзор наблюдает за производством этих разследований и может, в случае надобности, давать лицам, производящим таковыя, соответствующия разъяснения и предложения о производстве необходимых по делу дополнительных действий. [102об]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.1.Д.122.Л.101-102.

Лебедев Дмитрий Антонович

Tags: , ,

1 comment or Leave a comment
Comments
lj_frank_bot From: lj_frank_bot Date: September 16th, 2019 01:30 pm (UTC) (Link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Армия, Криминал.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
1 comment or Leave a comment