Нетренированный военкоммунист (uncle_ho) wrote,
Нетренированный военкоммунист
uncle_ho

Об армии, ПМВ и пр.

Сборник конспектов, лекций и чтений по общественно-экономическим вопросам.
Руководство для агитаторов и лекторов на местах.

Выпуск №1 Содержание: Предисловие.

"Старая и новая армия".

Составлено тов. Дегтяревым.

Издание Культурно-Просветительного Отдела Агитационного Бюро Уральского Окружного Военного Комиссариата.
№ 8.

ПЕРМЬ.
2-я Государственная Типография.
1918.

От Культурно-Просветительного Отдела
Агитационного Бюро Уральского Военного Округа ко всем прочитавшим настоящий выпуск:
«За все замеченные в выпуске и указанные недостатки Культурно-Просветительный Отдел будет весьма благодарен».

Адрес: г. Пермь. Покровская, 33. Агитационное Бюро Уральского Окружного Военного Комиссариата Культурно-Просветительному Отделу.

Предисловие.
В настоящее время книжный рынок совершенно не имеет никаких пособий для устройства лекций и чтений на местах. Где-нибудь в заброшенном уезде или волости одинокий агитатор или работник по культурно - просветительной работе чувствует себя совершенно безпомощным, не имея возможности пользоваться хорошими библиотеками, и не имея времени, даже при наличии таковой, рыться во всем огромном количестве разнообразной литературы. Часто этот работник уже знаком достаточно с общественно-экономическими вопросами и мог бы вести чтения и лекции, если бы имел под рукой необходимую нить, которая помогла бы ему ориентироваться в том или другом вопросе, указать необходимые руководства, и основными вехами наметить течение мысли.

В помощь работникам на местах должен быть издан систематический сборник тем по всем общественно-экономическим и политическим вопросам, дающий возможность получить цельную и законченную картину строительства новой жизни. Такой сборник потребует довольно много времени для своего составления, между тем помочь работникам на местах необходимо возможно скорее. Поэтому Культурно-Просветительный Отдел Агитационного Бюро Уральского Окружного Военного Комиссариата считает полезным начать печатанье материалов по составлению общего сборника отдельными темами или группами тем по мере их получения. Когда же все материалы будут собраны, Культурно-Просветительный Отдел издаст их одним общим сборником с необходимыми указаниями и общим систематическим планом.

Конечно, ясно, что нет никакой необходимости лектору исчерпать непременно все содержание конспекта и в том порядке как это указано. Лектор может внести все необхо-димые изменения, дополнения или сокращения, стараясь привести возможно больше тщательно подобранных примеров. Полезно наиболее интересующимся раздавать эти конспекты и доступные их пониманию брошюры и книжки. Каждый конспект составлен по возможности подробнее с тем, чтобы дать возможность лектору самостоятельно выбрать из него лишь самое необходимое.

Старая и новая армия.
Конспект составлен т. Дегтяревым.
1) Для чего существует старая армия? Для защиты имущих классов.

Разсказать, как заставляли солдат старой армии защищать помещичьи имения, подавлять крестьянские волнения, разстреливать мирных рабочих и жителей, женщин, требующих хлеба, как, например, в Красноярске, в Ново-Николаевске, Петрограде и других местах. Разсказать, как старой армией пользовались для покорения и эксплоатации чужих стран, как, например, Китая в 1900 году, Персии в 1908—1910 году. Причины Японской войны (из-за лесных и прочих богатств Кореи и Южной Манчжурии). Пояснить, как капиталисты богатеют от войны, а рабочие и крестьяне разоряются. Как идет борьба из-за торговых договоров, которые являются ярмом для рабочих и крестьян и средством обогащения для помещиков и фабрикантов (например, вывоз русского сахару за границу с премией, благодаря чему русский сахар за границей, как, например в Германии или Манчжурии был вдвое втрое дешевле, чем дома: 7— 8 коп. против 16 —18 коп.). Примеров можно привести побольше из собственной жизни.

2) Каким образом государству, то есть власти имущих классов, удавалось использовать старую армию для защиты своих интересов?

Политическое воспитание старой армии, как слуг „царя, веры, и отечества". Церковь с ея проповедями: „Бога бойся, царя чти"; „Несть власти, аще не от Бога". Уроки словесности. Запрещение заниматься и интересоваться общественной политической жизнью, разсказы о героях, с целью вызвать соревнование. Всякая стеснения личности старого солдата и стремление сделать из него чучело-машину. Права солдата старой армии на службе и вне службы. Палочная дисциплина. (Суровые наказания и дисциплинарные батальоны).
Подбор командного состава из среды богатых и недопущение бедных. Воспитание командного состава в особых закрытых учебных заведениях. Распределение призванных солдат в чужих областях, чтобы оторвать от своих близких и родных.


3) Почему разрушилась старая армия и Россия потерпела поражение?

а) Малая обученность русской армии, так как призывали в пополнение совершенно не обученных, а неграмотность мешала ускорить обучение. Отсутствие в армии старых солдат (перед февральской революцией на каждых 100 солдат, старых солдат (действительной службы) было не более 2-3-5 человек; участвовавших в боях 20—30 человек; большинство же 60—70 человек не было в боях вовсе.

б) Плохой командный состав. Уничтожение опытных старых офицеров и слабая подготовка новых офицеров (прапорщиков). Недостаток вооружения (солдаты дрались иногда без винтовок. Недостаток патронов и снарядов, обучение с палками).

в) Недостаток снабжения, пищи, дров, одежды и т. п. Падеж лошадей, неуменье наладить фронтовый транспорт и разрушение его.

д) Солдаты все больше и больше понимали всю бесполезность продолжения войны. Отвращение к бойне. Положение семейств призванных, недостаточность пайка, невыдачи его.

е) Громадная убыль от болезней, от самочинного ухода с позиций и дезертирства отдельных солдат (еще до революции в бегах числилось более миллиона солдат). Понижение состава рот до 20—10 даже 5 человек.

4) Когда началось разложение русской армии?

Еще задолго до революции. Поражение 1915 года и отступление русской армии из Галиции и Польши. Миллионы русских военнопленных. Сдача целыми полками. Случаи отказа от повиновения в дореволюционное время, несмотря на расстрелы. Разложение русской армии, как одно из условий возможности совершения революции (но не причина ея).

Влияние революции. Настроение войск в первые дни революции. Постепенное разочарование в командном составе. Надежды солдат на мир. Окончательное разрушение армии июньским наступлениям. Предупреждение большевиков и многих других против наступления, которое погубит армию. Измена Корнилова. Сдача Риги. Гибель революционных латышских полков и части русского революционного флота, как опровержение клеветы на большевиков. Влияние националистической политики Украинской Рады и Соглашательских Советов.

5) Почему распустили старую армию?

Потому что она сама себя уже распустила. Самочинная демобилизация. Как старались большевики удержать армию на фронте: выборное начало; героические попытки снабжения; обращения к солдатам, улучшение положения семейств. Приказ о демобилизации.

6) Почему мы заключили Брестский мир?

Потому что уже армии не было на фронте. (Кто виноват ясно из предыдущего). Надо организовать страну и подождать, пока созреет революция на западе.

7) Зачем нужна новая армия?

Нежелание имущих классов примириться со своим положением и их обращение за помощью к буржуазии других стран. (Примеры: Украина, где буржуазия ввела немецкия войска, теперь обирающая и разстреливающая население; Финляндия, Дон и Сибирь, где повторяется то же самое). Возстание чехо-словаков как следствие империализма. Краткое понятие об империализме.

8) Что же надо иностранной буржуазии?

Вернуть свои барыши за счет русских рабочих и крестьян. Роль иностранных капиталов в русской промышленности. Стоимость фабрик, заводов и земли, заложенных в иностранных банках около 5 миллиардов рублей золотом. Аннулирование императорских займов. (Русские должны 57 миллиардов рублей всем капиталистам, из них 19 миллиардов иностранцам, которые надо было выплатить золотом, на бумажные деньги это будет около четырехсот миллиардов рублей, т. е. на каждого русского гражданина этого долга приходится по 4-5 тысяч рублей). Желание буржуазии еще больше эксплоатировать побежденного. Сожаление Бисмарка о том, что он не наложил на французов в 1871 году большую контрибуцию, чем в 5 миллиардов рублей. Желание англичан и французов втянуть вновь Россию в войну. (Пример Нота Милюкова. Иностранная политика Временного Правительства, и, наконец, самое яркое, восстание чехо-словаков).

9) Можем ли мы зарекаться, что не будем воевать?

Ясно из пункта 7. Аппетиты буржуазии никогда не уменьшаются. Раньше немцы соглашались на независимость Украины, а потом прибрали ее к себе, затем завладели Крымом, несмотря на Брестский мир, дальше Дон; потребовали выдачи черноморского флота и т. д. и т. д. Японцы, несмотря на представленные им льготы по рыбной ловле, забирают северный Сахалин, высаживают войска в Владивостоке и т. д. Кто же начинает эту борьбу? Когда прекратится борьба? Когда рабочий класс всех стран победит и уничтожит буржуазию везде. Что будет с рабочими и крестьянами в случае временного торжества контр-революции? Это видно из примера Украины, где немцы отнимают хлеб, возвращают землю помещикам, расстреливают рабочих, увеличивают рабочий день. (Омские рабочие. Финляндия, где рабочих продают в Германию за товары, восстанавливают монархию).

10) Почему торжество контр-революции может быть только временным?

Потому что она не в состоянии справиться с народным хозяйством, станут грабить попрежнему, и рабочие и крестьяне вынуждены будут вновь взяться за оружие. Так происходит везде, где пала Советская власть. Сущность капитализма в том, что он не может не грабить рабочих и других капиталистов.

11) Какой должна быть новая армия?

1) Сознательной (благо всех трудящихся выше единоличного блага). Привести примеры, когда из-за трусости гибли целые отряды, а храбрость или самопожертвование кого-либо спасло их.

2) Никогда не обижать мирного рабочего и трудового населения.

3) Дисциплинированной. Показать, как в революционной войне при отсутствии дисциплины гибли войсковые части.

4) Хорошо обученой. Показать примеры из жизни, как важно в бою уменье и обученость.

5) Крепко связанной между собой. Привести примеры, как терпели поражения из-за отсутствия связи.

6) Технически хорошо вооруженной. Разсказать из своей жизни, как плохо быть недостаточно вооруженным.

12) Какая же разница между старой и новой армией?

а) В составе ея: вооружаются и обучаются только не эксплоатирующие чужой труд.

б) Во власти — власть в руках назначенных Советами Комиссаров, а военным руководителям принадлежит только техническая роль.

в) В дисциплине, (революционная и палочная дисциплина).

г) В сроке службы: не 3 года, а 6 месяцев.

д) В месте формирования. Формируются там же, где призываются, а не за тысячи верст.

е) В материальных условиях (жалованье).

ж) В обезпеченности семьи: заботы об уборке хлеба призванных и т. д.; пайки; защита семейств Советским Правительством в тех местах, где волости хотели лишить красноармейцев земли.

з) В положении красноармейцев (полная свобода вне службы: заботы о просвещении и т. д.). (При разъяснении нужно иметь все декреты).

13) Почему необходимы специалисты (военные руководители) в армии?

Сложность управления. Важность техники организации, правильной мобилизации и т. д. Привести примеры, как из-за отсутствия организации не могла проводиться мобилизация, как храбрые, но не знающие полевой войны, рабочие, не умея пользоваться разсыпным строем, несут потери, как иногда артиллерию ставят под неприятельский огонь и т. д. Как обеспечивается верность специалистов Советской власти: их подбором (много есть честных, но не могущих ориентироваться в политической жизни), хорошим жалованьем, строгим контролем, безпошадным наказанием виновных. Тем временем формируются кадры красных офицеров, (инструкторские школы, призыв унтер-офицеров).

14) Как новая армия поможет международной революции?

Общность интересов рабочих всех стран. Положение рабочих и крестьян в Украине и др. странах. Воззвание омских рабочих. Близость всемирной революции. Значение России, как светильника социализма. Надежды рабочих всех стран на то, что Советская Россия победит всех своих врагов. (На 5-ом всероссийском съезде были делегаты от английских рабочих с приветом. Немецкая группа „Спартак" ведет подпольную работу, а нас просит крепиться. Швейцарские рабочие обратились с призывом ко всем рабочим под¬держать русские Советы. Французские рабочие приветствуют наших делегатов за границей, а Керенского проваливают. На 4-ом съезде были представители от Персии и Индии).

15. Что же дает народу новая армия?
Сегодня хлеб с Волги, нефть из Кавказа, мануфактуру для Сибири и Волги. Сохранит землю, фабрики и заводы крестьянам и рабочим. Уничтожит эксплоатацию. Принесет вместе с социализмом всеобщий мир.

ЦДООСО.Ф.4.Оп.1.Д.47.Л.243-246.
Tags: РКМП, гражданская война, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments