?
entries friends calendar profile Графоманство Previous Previous Next Next
Клевета на социализм недопустима - К.Ч.Ир
Прав не тот, кто первым стрелял, а тот, кто первым попал
uncle_ho
uncle_ho
Фоминых. ВОСПОМИНАНИЕ БЫВШЕГО КРАСНОГВАРДЕЙЦА
ОКТЯБРЬ 1917 год.

ВОСПОМИНАНИЕ БЫВШЕГО КРАСНОГВАРДЕЙЦА

В степях среди Оренбурского казачества поднялась голова контрреволюционной гидры атамана Дутова.

В тот момент только что родившаяся власть Советов выбросила воззвание ко всем рабочим России, а в частности старому седому дедушке Уралу о формировании добровольческих красногвардейских отрядов, каковые должны были выступить на защиту ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ.

В тот самый великий момент было лозунгом: "Профсоюзы, тушите топки у пылающих печей в заводах на нашей седом Урале", – что было сделано: рабочие, сплотившись вокруг Ленинской Партии, двинулись со всех сторон Урала с оружием в руках на защиту великих завоеваний.

В новостроющемся Коноваловском лесоразделочном заводе (Усть-Сылвинский) 15 Октября 1917 г. был сформирован первый красногвардейский добровольческий отряд совместно с рабочими Кыновского завода. Командиром указанного отряда был избран СУШНИКОВ из деревни Ослянка Серебрянского района.

По сформировании отряд на другой-же день был в начале направлен по Узкоколейной ж/д. на Кушву с Коноваловского завода, но ввиду неисправности пути пришлось вернуться обратно и двигаться пешим порядком через завод Кын на станцию Кын Западно-Уральской ж/д., откуда и направились в гор. Свердловск (быв. Екатеринбург), где после пятидневного обучения нас военному делу были направлены с 4-й Уральской дружиной третьей сотней под наименованием "Летучий отряд" в гор. Троицк.

Под гор. Троицким наш отряд принял первое боевое крещение против восставших казаков, где их пришлось оттеснить под Чёрную речку, по направлению к гор. Орску по Орской ж/д., и нашему отряду в количестве 126 человек [90] пришлось ехать [на] специально оборудованных платформах, т.е. бронированных тюками с верблюжьей шерстью, и нам было отдано приказание на станцие Картаралы Орск. ж/д. произвести высадку для отправки нас в станицу Аннинскую, где всё казачество восстало.

С бою была взята станица, потерь с нашей стороны в тот момент [не] было, а часть казаков пришлось их взять в плен живыми, которые были направлены в Штаб дружины, где из последних оказались [все] бывш. полковники.

По восстановлению порядка в станице наша сотня двинулась обратно на станцию Картаралы, где у нас произошла перемена, т.е. переизбрание командира отряда СУШНИКОВА, каковой в тот момент оказался "ЭССЭР", и командиром в тот момент был избран преданный делу революции рабочий Кыновского завода ГАЧЕВ Прохор Фёдорович. Каковой и руководил отрядом до дня формирования регулярной красной армии, т.е. до издания декрета о Красной Армие.

Со станции Картаралы наш отряд двинулся под город Верхне-Уральск для соединения нас с 1-й Уральской и 3-й Уральской дружинами, откуда и пошли обратно на гор. Троицк.

1918 г. при наступлении чехов на Восточном фронте наша сотня была переброшена на Кыновской фронт, где и пришлось принимать боя против белых банд, в то время надвинувшихся Чехов и Колчаковских войск в зону Кыновского, Серебрянского и Коноваловского заводов, где наши ряды после боев с белыми становились реже и реже.

По прибытии в Кыновской район Лесновско-Выборгского Петроградского полка, каковой в то время двигался по Кунгурскому тракту от Кормовища, наш отряд в это время находился в Коноваловском заводе и 11 сентября 1918 г. по взятии завода Кын все [мы] были прикомандированы к указанному полку в распоряжение Комполка тов. ЗАХАРОВА.

С 14 сентября указанный полк оперировал в Кыновском районе, а в последствии под сильным давлением белых [90об] пришлось отступатьс боями по направлению Западно-Уральской ж/д. до гор. Лысьва. Я в то время был в конной разведке полка.

Из гор. Лысьвы нашим частям пришлось отступить под деревню Лезгино Лысьвенского района, где по приказанию комбрига И.А. АНУФРИЕВА пришлось вступить в бой с белыми. В момент боя я сумел в деревне Лезгино зарубить белого офицера в логу против дома Шестакова. Из деревни Лезгино отступили на станцию Комариха, с Комарихи двинулись на станцию Селянка, где произошёл сильный бой с белыми. С нашей стороны больших потерь не было, а белых было зарублено и переколото, конечно, количество в тот момент считать ихних потерь не пришлось. От станции Селянка наши части направились в село Насадка, из Насадки в Мотовилихинский завод. И в Декабре месяце 1918 года была отдана после боя Мотовилиха, нашим частям пришлось отходить под город Вятку.

После подкрепления и добавления свежих сил наши части в Мае месяце 1919 года стремительно бросились в перёд, оттесняя Колчаковский фронт дальше и дальше от сердца России, и белые войска панически отступали в полном безпорядке.

259-й полк 29-й дивизии 3-й бригады 3-й армии, в каковом находился я в качестве кавалериста при эскадроне, и нам пришлось принимать боя мест, около Верещагино, стан. Чайковская, стан. Чепцы, завод Мотовилиха, станц. Выя, ст. Лая …

И во время наступления под гор. Ишимом между рекой Тарой-Тоболом, где после ожесточённого 4-го боя с дружиной Светого креста я был ранен в левую ногу и сбит с коня. Наши части были оттеснены обратно на несколько часов, и я был оставлен в безвыходном положении, и в тот момент мне было нанесено ещё несколько ранений: а именно, колот два раза штыком под левую мышку, бит шомполами, каковыми пробита вся спина до костей, и в полумертвом состоянии я был оставлен на месте. Начался опять бой, и белые под давлением наших сил покатились дальше. Меня подобрали санитары [91] и доставили в первый передвижной лазарет. Отсюда [дальше] попал в 126-й эвакуционный госпиталь, где находился на лечении до конца 1921 года.

После излечения в 22 году снова вступил в Штаб Частей Особого Назначения и, не смотря на свою инвалидность, которую я получил на поприще гражданской войны, т.е. 23 ранения, от которых и болею в данный момент.

Служба моя в армии закончилась 29 Сентября 1923 года.

БЫВШИЙ КРАСНОГВАРДЕЕЦ Фоминых

Гор. Лысьва Урал. Области [91об]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.212.Л.90-91об.

Разъезд ПЖД

Tags: ,

Leave a comment