Нетренированный военкоммунист (uncle_ho) wrote,
Нетренированный военкоммунист
uncle_ho

Category:

Об информационном голоде, байронизме и политэкономии

Письмо в комиссию по самообразованию молодёжи при Уралбюро ЦК РКП(б)

Г. Верхотурье
2/XI-22 г.

Прочитал сегодня в библиотеке здешнего спортклуба вашу листовку и заинтересовался; заинтересовался, главным образом, потому, что вспомнил о своём собственном положении, обо всём многом, что для меня остаётся невыясненным, нуждающимся в раз"яснениях, которые я, несмотря на многочисленные и бестолковые поиски в книгах, не могу до сих пор найти.

Прежде всего, (нельзя же, согласитесь сами, начинать сразу с важных вопросов!) я задам вопрос, который для Вас может показаться даже маловажным.

Я, видите-ли, как человек вообще грамотный имею обыкновение читать что-нибудь: повести, романы там разные, стихи, конечно, и прочее. Ну вот и читаю, знакомлюсь сейчас, например, с Достоевским, прочёл всего Тургенева и вообще немного знаком с русской литературой. Даже Мережковским одно время занимался, но в его Третье Царство не поверил и бросил до поры, до времени, пока опять не придёт желание от скуки в мистику вдариться. И представьте себе, надоели мне эти сумасшедшие Кирилловы да Ставригины, да Карамазовы разные. Кругом меня жизнь идёт интересная, новая, а я от ней ухожу к мёртвым теням, место которым в музее древностей или в лечебнице для душевно больных, в книги замуравливаюсь старые, дышу испорченным воздухом, хочется мне новых людей послушать, их мысли и заветные думы узнать. (Да Вы только не смейтесь надо мной, во мне всё ещё старая закваска сидит, потому я так и выражаюсь). Хочу узнать, а узнать [4] то негде. У нас – Вы, может быть, не бывали в нашем "богоспасаемом граде Верхотурье" – такое ведь захолустье, что даже "Известий" по целым дням не видим, бывало, а не то что какие-нибудь там журналы. Они, конечно, имеются они где-нибудь, в библиотеке что-ли, али в Компартии, да большинство публики их не видит и не читает, а ведь интересно! – есть там Маяковский; о нём-то я слыхал, да, наверно, много наберётся поэтов и кроме Маяковского. Так вот Вы мне скажите: бросить ли мне эпилептиков да сумасшедших в лице героев Достоевского, а если нет, то хоть какой план мне чтения нужен, читать ли Леонида Андреева после Горького или Гаршина после Помяловского (Впрочем, это, наверное, есть в любой "Истории словесности", только нет, пожалуй… ну, да ладно) или… Ну, не дурак ли я? "Или читать пролетарских поэтов?" – спрошу я. Ну, конечно, читать, это я и сам знаю. Да вот дело в том, где их взять. Укажите журналы, которые издаются Госиздатом с указанием цен и адресов редакций, чтобы я мог их хоть выписать, если только это можно (наверное, можно, ведь теперь НЭП!) частным образом (я сегодня получил жалованье, 3600 рублей! – деньги, значит, пока есть). Я пока ограничусь только этим одним вопросом и подожду ответа.

Константин Паньшин. 18 лет от роду, крещён православным (но в Бога не верую), занимаюсь статистикой.

Мой адрес:
Г. Верхотурье. Ектб. Губ.
Уездный Статистический Отдел
Такому-то

[Umap, rale!] [*Чорт его знает, что он хотел этим сказать]

К. Паньшин [4об]

ЦДООСО.Ф.1494.Оп.1.Д.152.Л.4-4об.

Ответ дан [Тыблиным]

Человек-то Вы грамотный, тов. Паньшин, сумели-бы, вероятно, очень толково изложить то, что Вам нужно, да есть у Вас такая чёрточка (разрешите быть с Вами на равной ноге и говорить по приятельски), которая до некоторой степени характеризуется Вашими-же словами "бестолковые поиски", а представляя это более ярко и выпукло, чёрточку эту следует назвать разбросанностью и безсистемностью.

Это и выглядывает из Вашего письма. Не думайте только, что я хочу читать "мораль" – ничуть не бывало, хочу сделать это по приятельски, и притом нужно же нам договориться с Вами, так как надо полагать, переписка наша не заглохнет.

Из Вашего письма высматривает что-то ломаное. С одной стороны: "Кругом меня жизнь идёт, интересная, новая", Вам хочется "новых людей послушать", а с другой уже иная нотка – от скуки собираетесь удариться в мистику.

Да и формулировка Ваша о самом чтении, конечно, самая неверная ; неверное представление у Вас сложилось о чтении. Вы имеете обыкновение читать чтонибудь: "повесть, романы там разные, стихи и проч.". Давайте формулировать это яснее – читаете Вы, стало быть, от скуки.

В то время, когда мы переживаем наиболее яркую полосу человеческой истории, когда громадное количество людей, до сих пор стоящих в стороне от широкого, глубокого круговорота, знаменующего собою нарождение нового устройства человеческого общества, проявляют наибольшую активность приложением своих сил, Вы, молодой парень, в 18 лет скучаете.

Эта нотка – пессимизма, Байронизма (не знаю – читали-ли Вы Байрона), совершенно несвойственна ни нашему яркому времени, ни Вашему возрасту.

А теперь дальше.

Мне очень трудно ориентироваться в подходе к Вам, так как я не знаю собственно: кто Вы. Исходить только из Вашего письма, вернее говоря, из того, как это письмо написано, и краткого сообщения о том, что Вы работаете по статистике и в Бога не [18] верите, отправиться только из этих положений – согласитесь – очень трудно.

Всё же в основе кое-что я скажу Вам.

Чтение книг – большая напряжённая работа. Всё наше образование, полученные нами знания в школе или вне её, обязательно предполагают большую самостоятельную работу – углублённое чтение, стало быть самообразование. Интересно отметить здесь, что Карл-Маркс, наиболее яркий представитель образованного мира – энциклопедист, по выходе из университета не знал, например, основных законов капиталистического общества, а затем стал путём самообразования, как, вероятно, известно Вам, дал такой труд, как Капитал. Громадное знание во всех областях науки, а главным образом в области общественных наук – тов. Ленин получил также путём самообразования. Не следует думать, что самообразование заключается в очень узкой рамке чтения изящной литературы, беллетристики: романов, повестей, стихов, знакомстве только с художественной литературой.

Самообразование имеет у себя […], но главное место, кроме точных наук (математики) занимает общественные науки: политическая экономия, история и социализм (исторический материализм).

Для того, чтобы сознательно читать даже изящную литературу, правильно понять не только самый сюжет того или иного произведения, но и главную мысль автора, выведенные у него типы людей, картину общества, взаимоотношения людей в том обществе, надо иметь что-то точное, какой-то инструмент, с помощью которого разрешались бы эти вопросы.

Этот инструмент мы и имеем в указанных науках.

Вы читали Тургенева. Тут и "Дворянское гнездо", "Записки охотника", "Отцы и дети" – здесь крепостное право, появление "разночинца-нигилиста", ну а на какой базе, почему, где и когда сложились такие условия крепостного права, откуда вышел и когда такой Базаров, почему между отцами и детьми такое расхождение, почему они представляют два мира, почему разрушаются такие красивые дворянские гнёзда с чудными парками, озёрами и лебедями, на сцену истории идёт нечто новое – фабрика. [19] Вот это Вы и не скажете мне, а с этого именно и нужно начать.

В нашем юношеском журнале "Юный пролетарий Урала" мы печатаем статьи по самообразованию, делаем указания, с чего начать и что сделать дальше. Опубликуем также программы для чтения и списки книг. Думаем о подборе специальных библиотек. Следите за журналом.

Кроме того, надеюсь получить от Вас ответ письмом, где Вы подробно познакомите нас с собою.

Тогда более подробно поговорим и о пролетарских поэтах. [20]

ЦДООСО.Ф.1494.Оп.1.Д.152.Л.18-20.

Чтение – одна из обязанностей человека
Tags: НЭП, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment