ПОМИНКИ КОЛЧАКА (Белой Террор)
(из личных воспоминаний)
15 Мая день освобождения Урала от Колчака нельзя не вспомнить того кошмара и произвола, которые чинил белогвардейский Колчак. Здесь я остановлюся на практике жизни при Колчаке нашего села Краснояр П-Уральского р-на.
Будучи я в то время председателем совета, в то время при натиске чехо-славятских войск Ревдинский военкомат не имел возможности сообщить нам о своём отступлении, что способствовало для нашей местной власти не благоприятному отношению к лицам, являющимся представителями власти, где мы весь состав совета в числе 12 человек оказались в руках казаков. Из коих один из нас, активнейший работник Дрягин Ф.Ф. был убит на месте, а остальных нас почти всех испороли нагайками и отправили в тюрьму чрез Полевской завод, где опять нас встретили их дружины с плетями и прикладами и затем отправили в Екатеринбург.
Говорить о том не может быть и речи, что-бы кто вступился в защиту арестованных, тот сичас-же получал порку, били женщин и детей.
Описывать тот режим, какой был в тюрьме при Колчаке, полагаю, не следует, так что, пожалуй, не найдёшь [7] на Урале одной деревушки, где-бы не было подобного случая, так что об этом все знают. Но достаточно сказать, что выводы в ночное время арестованных и кормление гнилым горохом с червями это при Колчаке было общее явление.
Нельзя обойти молчанием того, как мы были отправлены из Екатеринбурга, из тюрьмы №1, так как я из наших односельчан по случаю заболевания тифом в Екатеринбурге остался один. И пред самым приходом Красной армии нас с 2-й партией полит-заключённых отправили ровно в 12 часов ночи под строгим конвоем на восток, где мы сразу попали под проливной дождь.
И с первых же ден нашего этапа начались расстрелы арестованных. Гнусные издевательства чинились белыми над женщинами, которых выводили из этапа в бани и т.п., после чего снова возвращали под конвой.
Оставшиеся тов. в живых сичас помнят, как расстреливали арестованных за то, что не имел кто на себе креста, а про битых прикладами и шомполами не чего было и говорить, так как у нас, у полит-заключённых создалась для этого натуральная привычка.
В г. Ишиме к нам присоединили ишимских заключённых, и всего нас стало 1200 чел. И только за то, что мы просили хлеба, в первом же селе от Ишима, не помню название, 85 чел. выкликали первых по списку [7об] и с криком "Ура" набросились на без защитных, и всех перекололи. И оставшихся арестованных гнали пешком до Ново-Николаевска, где уже захватила нас зима, и там погрузили в вагоны и отправили в Иркутск. И когда догнали до Александровскаго централа, то нас насчитывалось только около 250 чел., а остальных в пути перекололи.
Суровый режим Александровскаго Централа и ½ фунта картошки в сутки не мог дальше держать существования заключённых, и лишь оставалось одно: жить или умирать.
12 Декабря 1919 г. заключённые, сговорившись предварительно с караулом, сделали попытку побега, но во время побега караул предательски открыл стрельбу, и заключённым ни чего не оставалось, лишь возвратиться в корпус.
На другой день на горке в близи тюрьмы появилась прибывшая из Иркутска батарея, а не подалёку на колокольне были поставлены пулемёты.
В течении 2-х суток била батарея по каменному корпусу, и трещали пулемёты. Каменные стены не выдерживали, и заключённые превращались в груду мяса.
По истечении 3-х суток бело-гвардейцы [8] под командованием Чешскаго офицера вошли в корпус и перестреляли всех оставших живых от бомбардировки. И в результате было перебито около 400 тов.
Однако оставшиеся в живых, находящиеся в других корпусах тов не могли рассчитывать на спасение жизни. Но тыл Колчака распался, и рабочие Камено-Угольных копей г. Черемхова сделали восстание, и благородный Колчак попал в руки пролетарскаго правосудия. И рано утром 1-го января 1920 г. ещё до свету делегация от кр-н с. Александровскаго об"явила нам о переходе власти в руки советов, и жизнь наша была спасена.
Но к великому сожалению нас в Екатеринбург вернулось из 1200 чел. около 100 тов.
Тов. рабочие‼! Крестьяне‼! И крестьянки‼! Пусть помнит наше потомство ето подлое время. Вечная память борцам за освобождение Урала от Колчака.
Бывший полит-заключённый, прошедший этап
Ф.Л. Бороздин.
С. Краснояр П-Уральского р-на
Свердловскаго округа
5/VII 29. [8об]
ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.188.Л.7-8об.
Бывший полит-заключённый Бороздин Фёдор Лукич
