Часть2
IV. КРАСНАЯ АРМИЯ И НАСЕЛЕНИЕ [ГОНЯТ КОЛЧАКА]
Тревога в красных рядах. Перелом из Вятки. […] Колчака – офицеры гуляют… Раздвоилась деревня […] Женщины и дети помогли захватить колчаковский бронепоезд […] растёт. – Случай в Ижбобье. Тёмные пятна на алом знамени. […] Новожиловский дух… "Молчи, собака, вечно!" Хазрат – мулла […] добровольцев в народную армию… Слетела голова у Хазрата. Красная армия очищается от новожиловской примеси. Выстрелы колчаковских банд. Колчака опрокинули.
Девятый вал контрреволюции перекатился через Сарапул. Красная армия критические дни. Нетвёрдые части сдавались Колчаку в плен. Родилось дезертирство. Много вредили делу "бойцы определённой территории". Занимали местность белые – они переходили к белым, занимали эту же местность красные – они переходили к красным. Из Сарапула штаб 2 армии эвакуировался в Вятку. Дивизия Азина вынуждена была тоже отступить.
Остановились большевики на Вятке-реке. Здесь произошёл перелом. Лучшая идейная часть красной армий, во главе с ядром коммунистов, очень немногочисленная часть внесла в ряда дисциплину, готовность умереть за Советы и… Дрогнули колчаковцы. Стали отступать.
Красная армия усиливалась не по дням, а по часам. Крестьянство, испытавши "сладость" владычества "верховного правителя", активно помогало красной армии изгонять Колчака.
Тыл Колчака разлагался поведением Колчаковской армии. В селе Осинская Дубрава (Еловский район) офицеры устроили в сельской школе "военный бал". Затащили сюда девок, солдаток, красноармеек. Напились пьяными и устроили оргию. Крестьяне и солдаты белой армии это видели и уяснили себе, кто такой Колчак…
60-ти летний крестьянин Каширин организовал отряд. Солдат Андрюков организовал в Большом Гондыре (Куединский район) конный отряд в 96 штыков и воевал с кулацким отрядом, организованным Жариновым, членом Осинской земской управы, и Гондырским муллой. Жаринов и мулла были расстреляны, а отряд Андрюкова усилился и потом гнал Колчака. [24]
Во время Колчаковского фронта бои были жаркие. Некоторые деревни до 10 раз переходили из рук в руки. Когда же гнали Колчака, то красные части проходили в день до 70 вёрст (из воспоминаний т. Бор-Раменского). Деревня резко раздвоилась. Пузатый народ не желал выпустить власть из своих рук. В Дубовой Горе (Куединский район) сельский староста понуждал идти в белую армию, у него был сын в белой армии. У другого крестьянина было три сына в красной армии. Этот крестьянин ударил белого старосту по голове… доской. За что был арестован, избит и умер от побоев.
При отступлении красных в Б. Гондыре остались для разложения Колчаковского тыла два члена Волревкома: Туктарёв и Троицкий. Они были убиты, но когда были живыми, сделали своё дело. Знакомили красных с расположением колчаковских частей гондырские женщины и дети. Благодаря их сообщениям у Колчака здесь было взято 4 орудия и оцеплен бронепоезд на пути между Большим и Малым Гондырём. Броневик захвачен в плен.
Мы знаем имена многих убитых красных бойцов. Но имена многих погибших героев остались для нас не известными. В Камбарке, как говорят крестьяне, Колчаковцы расстреляли до 600 пленных красноармейцев и спустили их трупы в Каму.
Красная армия при наступлении на Колчака показала свою железную дисциплину, мужество, красноармейцы не грабили, платили населению за продукты. Проворовавшегося красноармейца выгоняли вон. Красноармейца-насильника расстреливали. Красноармейца-грабителя тоже. В Ижьбобье один красноармеец уворовал у татарина два полотенца и штаны. Моментально красноармейца судили и приговорили на пять лет.
Адмирал бежал. Довольно крупные колчаковские части сдавались в плен. Опять в испуге притаился пузатый народ.
Новожиловскому отряду многого простить нельзя. Вот записка о том, как нельзя поступать красноармейцу.
Тов. А. Пименов, теперь "партиец", не утаил ничего из жизни этого по своему "славного" отряда: [25]
"Летом 1918 года в Фёдоровском заводе стала организовываться боевая дружина под руководством Новожилова и Машкина. Из Осы были доставлены винтовки. Был митинг. Товарищ Новожилов призывал:
– Вступайте в партию коммунистов!
Запись провели сразу после собрания и записались в дружину около 100 человек, которые перед записью долго думали, мялись, а дотом, хлопнув себя по лбу говорили:
– Э, всё равно пропадатъ!… Мать честная – запишусь!
В дружину влились главным образом рабочие Фёдоровского завода и бедняки из окружающих деревень. Возраст: от 14½ лет до 55. Мне было 15 лет.
Вскоре нас отправили на станцию Куеда, заключили с нами договор прослужить шесть месяцев. Выдали обмундирование, два пулемёта, и дружину переименовали в седьмую роту 1 Бирского стрелкового Советского полка.
Жили в вагонах, в боевом порядке, т.к. в это время начались в Бирском уезде широкие кулацкие восстания.
Помню, получили телеграмму о покушении на Ильича и его ранении. Вывесили на станции объявления об этом. Но кто-то сорвал. Вывешивали раза три, и всё срывал кто-то. Пришлось объявить по станции, что если кто будет замечен, тот будет расстрелян на месте.
Нарастало чрезвычайно тревожное положение. Не было открытого противника, фронтовой линии, а враг чувствовался сзади, спереди, с боков – всюду.
Каждый день доносились сведения об растёрзанных белыми коммунарах. В таком настроении захватывает нас период красного террора.
Двинулись на подавление кулацкого восстания. Подходя к деревне Н. Чикурово (теперь Бирского кантона) увидали, что мужики разобрали мост, чтобы не пустить нашу роту. Из-за кустов по нам раздалась стрельба. А так вот вы как! Мы вошли в котел гражданской войны… Мы ворвались в деревню. Расстреливали всех попавшихся. Некогда было разбирать… Где враг, где друг, где нейтральный человек. Сегодня ты, а завтра я – можем оказаться [26] мёртвыми. Рота за деревней подстреливала бежавших и пускала в ход штыки.
В деревне разгромили дом торговца, в котором не было хозяев. Разбивали зеркала, посуду, мебель, подушки надевали на штыки и стреляли – фонтаном разлетался пух. Выбивали стекла, рамы, простенки – такова была месть кулакам.
На улице поймали муллу и стали допрашивать, куда уехали бандиты, стрелявшие по нам.
Молчит мулла.
Бились, бились – мулла молчит.
Вышел на улицу с погонами старой армии солдат. Подозвали его, спросили. Солдат вытянулся, взял под козырёк:
– Было 12 человек, уехали!
– Так не скажешь? – Снова спросил муллу Калинин.
– Становись! – Поставили его к огороду. Калинин взвёл наган.
Молчит мулла.
– Не скажешь?‼
Выстрелил ему в шапку. Мулла молчит.
– Тогда, молчи, собака, вечно, – и он выстрелил ему в лоб.
Привскочил мулла и осел. Я с Загаровым ему ещё оставили по пуле.
По дороге поймали ещё двух татар, но их не расстреляли, а заставили бежать, а за ними гнал на лошади красноармеец и стегал их нагайкой. Потом они нам говорили:
– Шипка спасибо, что ни стрилял, а порол мала-мала!…
В глубине Бирского уезда, кишевшего восстаниями, заехали в деревню Курдым. Зашли к Хазрату-мулле (архирей) я, Новожилов и другие. Первое, что бросилось в глаза – это портрет Николая и царицы. У нас были белые ленточки. Мы сказали, что мы белые. Мулла стал рассказывать о том, что завербовал добровольцев в народную армию и посылал за оружием в Бирск. Случайно у Новожилова расстегнулось верхнее платье, и на груди блеснул красный бант.
Мулла побледнел за столом…
– Выходи!
Мулла вышел. На дворе ему отрубили голову ударом шашкой по шее. [27] Голова свесилась, кровь брызнула фонтаном, а мулла продолжал идти…
В деревне Сульмаш мы ломали сундуки, вытаскивали серебро, медь в мешёчках, но по тяжести взять всего нельзя было и рассыпали мы деньги по улице. Кто тащит ведро яиц, кто ведро мёду, кто корчагу сметаны…"
Известно, что многие попы и муллы были провокаторами и белыми шпионами. Им нельзя было давать пощады, но террор без разбора не допустим. И тут Новожиловщина наложила тень на красное знамя бойцов революции.
Однако со временем регулярная красная армия очищалась от Новожиловского духа. Чистилась железной щёткой дисциплины. Тяжесть войны ложилась на крестьянство, но красные не поступали так, как поступали белые. Небольшая параллель. Красные брали крестьянских лошадей до известного места и отпускали подводы. А в большой деревне Куеда с уходом Колчака осталось всего навсего пять лошадей и то больных…
Приказы Советов не блистали литературным стилем, но здоровое рабоче-крестьянское перо боролось за здоровую жизнь, за твёрдость и дисциплину, клеймя позором малодушие трусливых и ободряя революционных бойцов.
"Приказ №5 по гарнизону завода Камбарка 15 марта 1919 г. При сём объявляю для точного и неуклонного исполнения приказ по 28 стрелковой дивизии.
"Некоторыми малодушными трусами и преступными шкурниками, а также разной чёрной сворой распространяются всевозможные вздорные слухи о надвигающейся со стороны белых опасности, чем сеют паническое настроение, как среди частей и учреждений, так а среди окрестных жителей. В связи с этим начальник дивизии тоз. АЗИН приказал: под личную ответственность всех начальников частей, учреждений, председателей исполкомов и комбедов всем оставаться на местах и всех лиц, сеющих панику, немедленно препровождать в полевой штаб для предания суду Ревтрибунала.
Всем председателям исполкомов и комбедов под страхом ответственности перед Ревтрибуналом приказываю теперь же немедленно возвратиться на свои места, кои ещё не занимаются противником. [28]
Наштадив 28 и начальник гарнизона Овчинников.
За Политкома Шкляев".
А вот другой приказ, характерный для того времени.
"Приказ №6 по гарнизону завода Камбарка, 17 марта 1919г.
1. За последнее время замечено появление на улицах завода Камбарка пьяных граждан.
В Петрограде, Москве и многих других городах нашей Советской России каждый фунт хлеба на учёте, каждый мозолистый рабочий получает известную толику. Только преступный отжиревший на народной крови кулак способен перегонять хлеб на кумышку.
Всем командирам частей, начальникам учреждений, а также товарищам красноармейцам приказываю следить и доносить о людях, занимающихся пьяно-самогонством тогда, когда решается судьба бедняка.
2. На одной из улиц завода Камбарка открыт тайный притон разврата. Из захваченных в притоне девиц одна оказалась больной венерической болезнью и отправлена в город Сарапул.
Считаю подобное явление безусловно недопустимым. Женщин же, занимающихся проституцией, буду привлекать к суду Ревтрибунала.
Начальник Гарнизона Овчинников".
И отбита была банда адмирала Колчак. Азин со своей знаменитой 28 стрелковой дивизией в 1919 г. взял город Сарапул. Тут был убит его сподвижник Дубровин. Азин при взятии Сарапула выкинул штуку: приказал звонить в колокола… Зазвонили колокола Советским звоном. Попы в ужасе глядели на Азина – антихриста, одним из первых ворвавшегося в Сарапул.
Не успела отстынуть кровь, а уже стали налаживать Советы городскую и деревенскую жизнь.
Приказ № 13 Осинского уездного Революционного Комитета 12 июля 1919 года известил широко население за что и во имя чего гнали Колчака.
"Граждане! Советская власть, власть бедняков, крестьян и рабочих взяла в свои руки управление Республикой. Сбросила с плеч [29] бедноты тяжёлую лапу, буржуазии и монархизма. Жизнь как будто наладилась, земля помещиков, капиталистов перешла к безземельным крестьянам, фабрики и заводы – рабочим.
Всё было хорошо, спокойно, но приспешники монархии и капитала, купцы и помещики, видя, что они потеряли власть, стали разрушать Советы. Народ грабили, арестовывали и убивали. Красная армия ударила в лоб колчаковских банд, смяла их в один месяц, очистила территорию Пермской губернии, взяла Кунгур, Красноуфимск, Пермь и другие важные пункты.
В дни бегства Колчаковских войск много из рядов банды осталось дома. Теперь они скрываются в лесах.
Почему они до сих пор не пришли в Советы зарегистрироваться и сдать оружие?
Ответ – боятся расстрелов.
Так примите же к сведению и скажите всем, что нет больше расстрела мирно перешедших из рядов противника. Все добровольно явившиеся будут водворены в своих домах, и им будет дано всё необходимое для хозяйства. Срок явки 30-го июля.
Председатель Ревкома ШАЛАШЁВ. Члены: А. ИВАНОВА, ДРОКИН".
Вот они воля и сердце военного коммунизма, выдержавшие девятый вал контр-революции и опрокинувшие Колчака.
23 августа 1927г. г. Сарапул. Ф. ВИНОГРАДСКИЙ. [30]
V. НЕ ПЛАЧЬТЕ НАД ТРУПАМИ ПАВШИХ БОРЦОВ.
(Жертвы революции).
Кого расстреливали красные? Как мстила за свой "актив" буржуазия? Гражданская война – война расстрела. Процент погибших коммунаров – велик. Садилов расстрелян за добровольца-сына. Крестьянин Лузин – за то, что был отцом коммуниста… Крестьянка Юдина за то, что была женой красноармейца. Смерть учителя Хусанова Ахата. Мы сами копали могилу себе… Шагайте без страха по мёртвым телам. Несите их знамя вперёд.
В гражданской войне противник был со всех четырёх сторон. Гражданская война – кровопролитная война. Советская рука не щадила ярых контр-революционеров – офицеров, изменников, белых шпионов, провокаторов, вооружённых и сражавшихся торговцев, кулаков, но в то же время, забирая в плен рядовых белых солдат и пассивное белое офицерство не глумилась, не издевалась перед ними, не расстреливала их.
Буржуазия же мстила большевикам за свой "актив" и расстреливала даже пленных красноармейцев (расстрел 62 в Сарапуле), не говоря уже о красных командирах и коммунарах.
Уцелевший в бою и попавший в плен подвергался пыткам, кончавшимся смертью. Жертвы революции огромны и большой процент погибших падает на расстрелянных. Особенно коммунаров. Поразительна жестокость белых.
Сведения о погибших в гражданскую войну от руки белогвардейцев по Частинскому району таковы: всего убито в бою, расстреляно, повешано, умерло от ран 87 челов.
Из них расстреляно 31 челов. – 38%
Среди погибших коммунистов – 30 челов. – 36, 5%
Из них расстреляно 16 челов. – 53%
Комсомольцев расстреляно – 2 человека.
Кто и за что умирал по Частинскому району в гражданскую войну?
Крестьянин Садилов Корней Алексеевич, 46 лет, беспартийный [31] расстрелян за добровольца-сына.
Крестьянин Лузин Исаак Афиногенович, 57 лет, беспартийный – расстрелян дома, как отец коммуниста.
Крестьянка Юдина Агафья Петровна, 29 лет, из дер. Б.-Головниха, Головнихинского Сельсовета – расстреляна, как жена красноармейца.
Фофонов Пётр Спиридонович, 45 лет, из дер. Зарубы, член ВКП(б) – расстрелян, как член Сельсовета при выполнении им служебных обязанностей и как коммунист.
Сведения о погибших от руки белых по Бардымскому району (нацменовский район) говорят следующее:
Всего убито, расстреляно, повешено, заколото, умерло в плену – 29 человек. Из них коммунаров 8 человек.
Вот некоторые из героев башкиров и татар, отдавшие свою жизнь за Коммунистический Интернационал, за братство и содружество народов.
Хусанов Ахат Ситдинович, беспартийный, учитель из дер. Аклуши, член первого Вика. Арестовали, били нагайкой, обвиняя в принадлежности к ВКП(б) – расстреляли. На расстрел настаивал зажиточный Мухамедьяр. Сидя в арестной, Хусанов написал воззвание о правоте красных. Воззвание изорвали белые.
Не дошли до нас строки этого воззвания, но сохранилось имя учителя – революционера Хусанова.
Адутов Бикзян Мухаметдинович – учитель Уймужской сельской школы, беспартийный – расстрелян.
Тюмнеев Габзалим, беспартийный, член Комитета бедноты в Елпачихе. Повешен в хлеву, публично подвергался пыткам. К месту казни привели на верёвке, обвившейся вокруг шеи героя. Повешен в деревне Березниках, Елпачихинской волости.
Кадырматов Гумар – вывели раздетого зимою в поле и расстреляли.
Ибрагимова Майсара Сафина, родивш. в 1886 г. – расстреляна за сына-дружинника.
Халилов Нурулла Габдрахманов, член ВКП(б), командир взвода. Попал в плен, белые предложили ему вступить к ним в ряды. Отказался. Заставили Халимова вырыть яму для себя – расстреляли… [32]
ПО КАМБАРСКОМУ РАЙОНУ ПОГИБЛО 124 человека. Из них: коммунаров 16 человек. Больше 50% падает на расстрелянных.
По Камбарскому району пало от руки белых – 15 человек.
Итого по четырём районам погибло в гражданскую войну красных бойцов – 255 человек.
А всего по Сарапульскому Округу 15 районов. А сколько жертв революции ещё не учтено, сколько без вести пропало.
Сердце обливается кровью за жену красноармейца Юдину Агафью, за учителя Хусаинова, за мать дружинника Ибрагимову, за сотни, тысячи расстрелянных людями, потерявшими лицо человека. Но мы не плачем и наш похоронный марш звучит для мира по новому:
"Не плачьте над трупами павших бойцов,
Погибших с оружием в руках.
Не пойте над ними надгробных стихов,
Слезой не скверните их прах.
Не нужно ни песен, ни слёз мертвецам! –
Отдайте им лучший почёт.
Шагайте без страха по мертвым телам!
Несите их знамя вперёд!"
г. Сарапул.
24 августа 1927г.
Ф. ВИНОГРАДСКИЙ. [33]
Часть 4